Координационный совет

Духовно – нравственное воспитание студентов в условиях филиала

Картавцева А.П., к.п.н.,
директор ПФ КемГУ


В настоящее время глубокие изменения, переживаемые нашей страной, охватили все сферы её жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, поражают не только структурное переустройство социально – экономического порядка, но и существенно воздействует на духовный уклад общества, стимулирует процесс пересмотра многих идейно – нравственных ценностей, и освоения новых духовных ориентиров.

В молодежной среде усиливается социальная дифференциация, растет расслоение по уровню доходов. В этих условиях расширяется ареал и разнообразие молодежных субкультур, в которых широкое распространение получают ценностные ориентации индивидуализма, прагматизма и одновременно ослабляется ориентация на правовые и нравственные способы достижения жизненного успеха. Все больше молодых людей оправдывают незаконные способы достижения материального благополучия, все чаще входит в норму асоциальное поведение.

Духовно – нравственная неразвитость молодежи, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели зачастую толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе ещё и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно – нравственное воспитание подрастающих поколений.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Духовно – нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на:

  • создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
  • оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении;
  • создание условий для самореализации личности;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий духовно-нравственного воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных организаций вуза, местных и региональных организаций;
  • воспитание нравственности и духовности личности студентов;
  • формирование гражданско-правовой культуры студенческой молодежи, уважения к законам Российской Федерации.

Формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции у студентов является сегодня приоритетной задачей воспитательной политики ВУЗа. Нравственное сознание и моральные качества личности являются основой социализации молодого поколения и служат главной целью воспитательной работы со студентами.

Основными критериями эффективности нравственного воспитания студентов ПФ КемГУ являются:

  • Уровень знания и убежденности в необходимости выполнения норм морали;
  • Сформированность моральных качеств личности, высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях;
  • Потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами;

Реализация задач духовно – нравственного воспитания носит непрерывный характер и осуществляется в филиале, как во время учебных занятий, так и во внеаудиторное время.

Духовно-нравственное воспитание студентов ПФ КемГУ осуществляется в рамках Программы, составленной на календарный год.

Целью Программы является:

создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Задачи Программы:

  • создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование университетской системы духовно-нравственного воспитания;
  • широкое привлечение профессорско-преподавательского состава к участию в духовно-нравственном воспитании студентов;
  • воспитание личности гражданина Родины, содействие личностному развитию студентов;
  • проведение научно обоснованной организаторской деятельности с целью развития нравственности и духовности.
  • формирование системы духовно-нравственного воспитания, основанной на слаженном взаимодействии воспитательных структур университета, учебных подразделений, органов студенческого самоуправления и иных местных и региональных организаций и объединений;
  • активизация интереса и творческой активности студентов по важнейшим направлениям развития (этика, эстетика и культура, наука, спорт, благотворительность, студенческая трудовая деятельность);
  • развитие культурных традиций филиала.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

В ходе изучения и преподавания цикла, гуманитарных и социальных дисциплин профессорско-преподавательский состав уделяет большое внимание формированию у студентов гуманистически ориентированного мировоззрения, патриотического сознания, духовных потребностей, идеалов добра, справедливости, красоты и культуры поведения.

Практикуется проведение интегрированных лекций. Так, преподаватели философии, культурологи, литературы, совместно провели цикл лекций по культуре России, охватив такие важные темы как «Духовно – исторический смысл русской культуры», «Нравственно – аксиологическое содержание русской культуры» и «Религиозно – философское возрождение в России в конце XIX - начале XX в».

Огромная ответственность в реализации задач духовно – нравственного воспитания ложится на кураторов студенческих групп. В рамках кураторских часов проводятся беседы на темы «Права и обязанности студентов», «О культуре речи и этике делового общения», «О проблемах молодой семьи», «Как бороться с дурными привычками». Информационной и методической поддержке кураторов академических групп способствует созданная межвузовская школа кураторов «Наставник». Для более полного анализа работы кураторов в ряде групп I, II курса проводилось анкетирование «Куратор и студенты».

Взаимодействие в организации внеурочной воспитательной деятельности академической группы. Ряд кураторов отмечен премией за успехи в воспитании студенческой молодежи, это: Дружинина О.А., преподаватель гражданского права, Ерина А.В., преподаватель истории социальной работы.

Традиционными стали встречи со священнослужителями Прокопьевского благочиния. Студенты и преподаватели имели возможность встретиться и задать все интересующие вопросы епископу Прокопьевскому Амвросию, а ныне ректору Санкт – Петербургской духовной Академии.

Нужно отметить, что это направление деятельности проводится в тесном взаимодействии с Кемеровской епархией. Правящий Епископ Аристарх и ректор КемГУ Свиридова И.А. подписали договор о двухстороннем долгосрочном сотрудничестве, который и определил перспективы дальнейшего взаимодействия университета и епархии в духовно – нравственном воспитании и просвещении студентов.

Стали традицией посещения православными преподавателями и студентами молебнов в дни памяти преподобного Сергия Радонежского, Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Св. великомученицы Татьяны.

Традиционно проводятся праздники «Студенческая пасха», «День Святого Валентина».

Неотъемлемой формой духовно – нравственного воспитания студентов филиала являются экскурсии по святым местам Кемеровской области и соседних регионов, где студенты не только приобщаются к духовным ценностям, но и получают определенные знания и наглядные представления о христианском храмовом зодчестве, иконописи, истории создания и функционирования храмов. Например, в конце учебного года была организованна поездка в Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецка, мужской монастырь с. Безруково.

Важной составляющей духовно – нравственного воспитания студентов филиала является развитие волонтерского движения, вовлечение студентов в благотворительную деятельность.

Библиотека филиала оказывает существенную информационно – методическую поддержку в организации духовно – нравственного воспитания.

Студенческая газета «Своя параллель» систематически освещает на своих страницах вопросы морали и нравственности, организовывает обсуждения насущных вопросов жизни студента.

Я не смел искать свидания с ее невольницей.

Вспомнил все события на пароходе и последнюю трагическую сцену.

Это была старая солдатская песня.

Он стал рассыпаться в любезностях перед своей новой "Потребительские кредиты Банк Банк Москвы от 50000 до 1000000"пассажиркой и выразил готовность выполнить все, что она пожелает.

Мать и дочь стояли, потрясенные драмой, "переводчик англо русский скачать на телефон"развернувшейся у них на глазах; ни та ни другая "Кетонал таблетки инструкция по применению"не сдвинулась с места, когда вдруг "скачать герои меча и магии 3 полное собрание"неожиданно появилось щупальце, подобрало и утащило за собой волынку, "песня papi дженифер лопес скачать"оставшуюся лежать на "скачать матрица 2 игру"земле.

Пока она готовила кофе, я вымыл чашки.

Адские снабженцы стремились все до капли "Кейген для abbyy finereader 11"оставить для собственного употребления.

Я этого и не говорил, заявил "скачать песни русскаго репа"Смит.

Ты почти вовремя, в голосе архангела послышалась легкая нотка "песня тимати я буду ждать скачать"неудовольствия.

Неловкими от голода "скачать резюме для устройства на работу"руками он разорвал бумагу, и в ноздри ему ударил запах "скачать читы на апб"жареной рыбы, приставший к грязным блеклым газетным снимкам.

Я "скачать фильм атомный иван" забуду о том зле, что ты причинил мне, пообещал "Познавательное развитие дошкольников в игре" я.

Если ты опустишь занавеси, сможешь разбудить "игровой автомат сладкая жизнь" меня утром, если я буду храпеть.

Я почувствовал, как напряглись "школа злословия краткое содержание" мои мышцы, когда за моей спиной "сафари игровой автомат" прошел какой-то толстяк с подносом.

Через "Keygen sketchup pro" десять минут громадный фант почти задремал.

Все совсем не так просто, проговорил "тяжёлый рок скачать" он.

Это был основной ужас "скачать мультфильм для псп" подступающего противостоящего небытия, пробующего людей в "москва,я не люблю тебя минаев скачать" любых обстоятельствах с отвратительными ощупывающими лапами воображения, добивающегося цели в последнем и "краткое содержание преступление наказание краткое содержание" недоступного пониманию, повторяющему его самого.

И.А. Дьяконов,
начальник МУ «Управление по культуре Администрации г.Прокопьевска»


Опыт культурно-просветительской деятельности учреждений культуры в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи


Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Духовный облик человека, его моральные и нравственные качества формируются, как известно, с детства. Чем раньше ребенок приобщится к культурным ценностям, чем больше красоты и добра будет заложено в детскую душу, тем гармоничнее будет его личность.

Не случайно одной из важных задач регионального национального проекта «Культура» является совершенствование системы художественного образования, именно эта сфера, как никакая другая, призвана приобщать личность к прекрасному с раннего детства.

В сфере культуры города Прокопьевска работает 6 образовательных учреждений культуры – 4 музыкальные школы, художественная школа и музыкальное училище, где обучается более 1500 детей и молодежи.

Начальное музыкальное и художественное образование – это первая ступень в формировании нравственных качеств ребенка, его общей культуры.

Администрации города оказывает всестороннюю помощь и поддержку учреждениям дополнительного образования. В коллективах работают высокопрофессиональные специалисты, вкладывающие в свой труд творчество, опыт и немалые душевные силы. И все это приносит значительные положительные результаты.

В 2008г. ДМШ №10 удостоена диплома лауреата регионального тура в категории «Золото» Всероссийского конкурса инновационных социальных технологий «Созидая во имя великой России». Директору школы А.Л. Арыкову присвоено звание члена-корреспондента Международной Академии Общественных наук.
Детская художественная школа №8 в 2008г. награждена дипломом Всероссийского конкурса художественного творчества «Наш современник».

В прошлом году в городе впервые прошел конкурс «Лучший методист художественного образования», а преподаватель ДМШ №11 Мясоедова Т.С. приняла участие в областном конкурсе «Лучший педагог художественного образования».

Имена 15 прокопьевских ребят и 13 педагогов вошли в энциклопедию «Одаренные дети России», выпущенную в свет в 2008 г.

Мы не стоим на месте и уже в этом году нам есть чем гордиться. Наши дети принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня и добиваются значительных успехов, что, несомненно, играет огромную роль и в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.

Талантливые дети – наша особая забота. Они – будущее нашей страны и нашей культуры.

С 1993 года в городе работает фонд поддержки одаренных детей - «Юные таланты Прокопьевска» и существует целевая программа с таким же названием. В рамках программы проводятся городские конкурсы, фестивали и выставки. За годы существования фонда звание стипендиата получили 137 детей. В этом году 35 стипендиатов фонда «Юные таланты Прокопьевска» получают стипендию в размере 1000 руб. в месяц и это огромный материальный стимул для стремления к самосовершенствованию.

16 юных прокопчан являются сегодня стипендиатами Губернаторского центра «Юные дарования Кузбасса».

Работая с одаренными детьми, мы стараемся проводить самые разнообразные творческие мероприятия, ищем новые формы работы. Учащиеся музыкальных и художественной школ только в прошлом учебном году приняли участие в 22 областных, Всероссийских и Международных конкурсах. Многие стали лауреатами и дипломантами.

Не остаются без внимания городских властей и отличники учебы. Из местного бюджета производится доплата отличникам учебы образовательных учреждений культуры: учащимся младших классов – 600 руб., учащимся старших классов – 900 руб.

Мы стремимся к тому, чтобы дополнительное художественное образование было доступно всем категориям населения. Не смотря на то, что оплата за обучение в школах Прокопьевска далеко не самая высокая в области, для многих детей существует система предоставления льгот. Полностью освобождены от оплаты дети-сироты, дети-инвалиды, опекаемые дети, стипендиаты фонда «Юные таланты Прокопьевска». Льготой пользуются дети из многодетных и малообеспеченных семей.

Льготами по оплате за обучение в музыкальных и художественной школах в этом учебном году пользуются 200 учащихся.

Растят юные дарования, холят их и лелеют наши бесконечно терпеливые, мудрые и чуткие педагоги.

Музыкальные и художественная школы города Прокопьевска на сегодняшний день полностью укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими специальное образование.

В нашем городе есть множество отдаленных поселков, что создает детям определенные проблемы с посещением музыкальных школ, расположенных в центре и в спальных районах. Чтобы дать возможность этим ребятам обучаться музыке, широко используются дополнительные площади во Дворцах культуры, клубах и общеобразовательных школах.

Формирование у детей и взрослых хорошего музыкального вкуса на лучших образцах классической музыки призвана, в частности, решить задача обеспечения доступности культурных услуг для населения, также обозначенная в региональном национальном проекте «Культура».

Благодаря финансовой поддержке Главы города, как минимум, три раза в год прокопчане имеют возможность воочию увидеть и услышать именитых музыкантов, певцов, актеров столичных театров, солистов московской оперы и балета.

На базе музыкальной школы №10 работает городская детская филармония. У нас проходят концерты участием всемирно известных музыкантов.
В течение учебного года учащиеся и педагоги музыкальных школ города дают около 300 концертов не только в своих учебных заведениях, но и в образовательных школах, детских садах, учреждениях и организациях города, неся, таким образом, духовную культуру в массы.
В клубных учреждениях города работают 260 детских формирований, в которых занимаются порядка 6,5 тысяч человек. В том числе 101 коллектив детского самодеятельного народного творчества.
В 2008г. клубными учреждениями культуры проведено 1912 мероприятий для детей, 608 мероприятий для молодежной аудитории, 641 мероприятие – для семей.

Большое внимание уделяется летнему отдыху детей. Это тот период времени, когда многие дети предоставлены сами себе. Мы активно практикуем создание детских оздоровительных центров на базе учреждений культуры. Так в 2008г. были открыты детские оздоровительные центры во Дворце культуры «Красная Горка», Дворце культуры «Ясная Поляна», Дворце культуры «Северный Маганак», Детской музыкальной школе №41.Таким образом в д/о центрах при учреждениях культуры было оздоровлено 100 детей. В этом году дополнительно откроется еще один детский оздоровительный центр на базе ДМШ №11.

В 2008 году в Прокопьевске открылся культурно-выставочный центр «Вернисаж» - единственное в области учреждение, специально построенное в целях проведения выставочной и просветительской работы. Уже в 1 квартале 2009г. в «Вернисаже» экспонировалось 11 выставок. Работниками Культурно-выставочного центра проведено 137 экскурсий, число посетителей составило, практически, пять тысяч чел. и, большинство из них – это дети и молодежь.
Для учащихся и педагогов мастерами по бересте и изготовлению кукол проведено 9 мастер-классов.

Наш город многонационален. Особое внимание мы стараемся уделять сохранению национальных традиций и культуры народов, живущих на этой земле. В 2008г. в нашем городе прошли региональный фестиваль немецкой культуры и областной фестиваль национальных культур «Мы живем семьей единой». Эти мероприятия были направлены на сохранение культурных традиций Кемеровской области, организацию нравственного, духовного и художественного воспитания подрастающего поколения, формирование устойчивого положительного отношения молодежи к «малой родине», ее истории и культуре.
На базе Дворца культуры «Ясная Поляна» создан и действует Центр национальных культур, включающий в себя:

  • Центр русской культуры «Истоки»;
  • Общественную организацию Центр татарской культуры «Яшьлек»;
  • Центр немецкой культуры.

Цели и задачи этих центров – возрождение национальных культур, изучение языка, традиционных обрядов и песен, организация фольклорных кружков и самодеятельных студий, приобщение молодого поколения к культуре своего народа.
Духовно-нравственному воспитанию молодежи способствует участие в различных национальных праздниках, таких как Сабантуй, Масленица.

Большую воспитательную работу с детьми и молодежью проводит городской краеведческий музей. Этому способствует сохранение историко-культурного наследия, большая научно-методическая и просветительская работа. В 2008г. здесь прошла областная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию Кемеровской области, районная краеведческая конференция «Народы Кузбасса» и др. Проводятся семинары и практические занятия с руководителями и членами советов школьных музеев. Публикуются статьи в городских газетах об истории родного города и края, о его людях. В течение года проводятся мероприятия для школьников и студентов: экскурсии в рамках школьных программ по истории, географии, природоведению, автобусные экскурсии по городу, выездные лекции в учебных заведениях с использованием экспонатов, проводится работа в детских оздоровительных центрах. Сотрудники музея работают над созданием электронной карты «Культурно-исторический Прокопьевск».

Духовно-нравственное воспитание юношества – одно из важнейших направлений в работе библиотек.
Формы работы с молодежью, которые использовали библиотекари ЦБС г.Прокопьевска в 2008 году, были довольно разнообразны. Традиционными формами библиотечной деятельности остаются книжные выставки, беседы, обзоры, встречи с ветеранами войн, военно-патриотические праздники, уроки мужества.
Наиболее активно по сравнению с 2007 годом библиотекарями использовались в работе литературно-музыкальные композиции, информационно-познавательные часы, устные журналы. Новыми и интересными для юношества формами библиотечной деятельности стали: рыцарский турнир, деловые игры, литературно-хронологический марш.
В течение гола библиотекарями проводится около 2 тысяч различных мероприятий. Читателями библиотек ЦБС являются 23 613 детей в возрасте до 14 лет и 24 426 чел. молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования - важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма. Именно эти критерии воспитания личности призваны дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. На выполнение этой задачи и направлена деятельность всех учреждений культуры города.

У этой старухи было "Властелин колец игра стратегия скачать безплатна"пять сберегательных книжек, ей как раз прислали проценты, "Сценарии сказок скачать"когда я, ободранный и оборванный, пришел в гости.

Честное слово, никогда еще я не спорил на такие большие деньги!

Неудивительно, что "Скачать гоголь портрет"это место притягивало ее взор.

Стоя на краю "Скачать украина мае таланты"пропасти, Мертон и его сын глядели на необъятный океан, "Скачать маленький принц песню"все еще кативший могучую мертвую зыбь, поднятую разбушевавшимся накануне штормом.

Проходите, наконец "Сказка о рыбаке и рыбке скачать"сказала она, пропуская нас "Скачать игру гта трансформер"вперед.

Может быть, самым необычайным и вместе "Скачать игра про войну с немцами"с тем самым важным "Скачать pro11 msi"событием кампании Скотта был случай, чуть не стоивший "Скачать разговор с богом"мне жизни.

Мне необходимы официальные документы.

Ты "Приключения тома сойера книга скачать"найдешь там на земле "Пдд экзамен скачать программу"человека руки у него связаны "Песня про котов скачать"лассо.

Кажется, он жив,-прошептала "Скачать мод для gta samp паркур"она.

Бедная крошка не знает французского языка,-обратился он снова "Альпийский улей чертеж"к Бену, переходя на жаргон, употребляемый жителями французских колоний.

М.В. Глебова

Духовно-нравственное воспитание детей молодёжи в условиях муниципалитета: опыт решения проблемы, возможные перспективы
14 апреля 2009 год


Сила России в крепости духа и
высокой нравственности народа

Прокопьевский городской Совет народных депутатов
Администрация города Прокопьевска
Координационный совет по муниципальной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске на 2008 - 2011 гг.»



ПРОГРАММА
расширенного заседания Координационного совета

«Муниципальная политика в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи:
практика и возможные перспективы»



14 апреля 2009 года
Прокопьевск