Духовно – нравственное воспитание студентов в условиях филиала

Картавцева А.П., к.п.н.,
директор ПФ КемГУ


В настоящее время глубокие изменения, переживаемые нашей страной, охватили все сферы её жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, поражают не только структурное переустройство социально – экономического порядка, но и существенно воздействует на духовный уклад общества, стимулирует процесс пересмотра многих идейно – нравственных ценностей, и освоения новых духовных ориентиров.

В молодежной среде усиливается социальная дифференциация, растет расслоение по уровню доходов. В этих условиях расширяется ареал и разнообразие молодежных субкультур, в которых широкое распространение получают ценностные ориентации индивидуализма, прагматизма и одновременно ослабляется ориентация на правовые и нравственные способы достижения жизненного успеха. Все больше молодых людей оправдывают незаконные способы достижения материального благополучия, все чаще входит в норму асоциальное поведение.

Духовно – нравственная неразвитость молодежи, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели зачастую толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе ещё и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно – нравственное воспитание подрастающих поколений.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Духовно – нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на:

  • создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
  • оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении;
  • создание условий для самореализации личности;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий духовно-нравственного воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных организаций вуза, местных и региональных организаций;
  • воспитание нравственности и духовности личности студентов;
  • формирование гражданско-правовой культуры студенческой молодежи, уважения к законам Российской Федерации.

Формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции у студентов является сегодня приоритетной задачей воспитательной политики ВУЗа. Нравственное сознание и моральные качества личности являются основой социализации молодого поколения и служат главной целью воспитательной работы со студентами.

Основными критериями эффективности нравственного воспитания студентов ПФ КемГУ являются:

  • Уровень знания и убежденности в необходимости выполнения норм морали;
  • Сформированность моральных качеств личности, высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях;
  • Потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами;

Реализация задач духовно – нравственного воспитания носит непрерывный характер и осуществляется в филиале, как во время учебных занятий, так и во внеаудиторное время.

Духовно-нравственное воспитание студентов ПФ КемГУ осуществляется в рамках Программы, составленной на календарный год.

Целью Программы является:

создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Задачи Программы:

  • создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование университетской системы духовно-нравственного воспитания;
  • широкое привлечение профессорско-преподавательского состава к участию в духовно-нравственном воспитании студентов;
  • воспитание личности гражданина Родины, содействие личностному развитию студентов;
  • проведение научно обоснованной организаторской деятельности с целью развития нравственности и духовности.
  • формирование системы духовно-нравственного воспитания, основанной на слаженном взаимодействии воспитательных структур университета, учебных подразделений, органов студенческого самоуправления и иных местных и региональных организаций и объединений;
  • активизация интереса и творческой активности студентов по важнейшим направлениям развития (этика, эстетика и культура, наука, спорт, благотворительность, студенческая трудовая деятельность);
  • развитие культурных традиций филиала.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

В ходе изучения и преподавания цикла, гуманитарных и социальных дисциплин профессорско-преподавательский состав уделяет большое внимание формированию у студентов гуманистически ориентированного мировоззрения, патриотического сознания, духовных потребностей, идеалов добра, справедливости, красоты и культуры поведения.

Практикуется проведение интегрированных лекций. Так, преподаватели философии, культурологи, литературы, совместно провели цикл лекций по культуре России, охватив такие важные темы как «Духовно – исторический смысл русской культуры», «Нравственно – аксиологическое содержание русской культуры» и «Религиозно – философское возрождение в России в конце XIX - начале XX в».

Огромная ответственность в реализации задач духовно – нравственного воспитания ложится на кураторов студенческих групп. В рамках кураторских часов проводятся беседы на темы «Права и обязанности студентов», «О культуре речи и этике делового общения», «О проблемах молодой семьи», «Как бороться с дурными привычками». Информационной и методической поддержке кураторов академических групп способствует созданная межвузовская школа кураторов «Наставник». Для более полного анализа работы кураторов в ряде групп I, II курса проводилось анкетирование «Куратор и студенты».

Взаимодействие в организации внеурочной воспитательной деятельности академической группы. Ряд кураторов отмечен премией за успехи в воспитании студенческой молодежи, это: Дружинина О.А., преподаватель гражданского права, Ерина А.В., преподаватель истории социальной работы.

Традиционными стали встречи со священнослужителями Прокопьевского благочиния. Студенты и преподаватели имели возможность встретиться и задать все интересующие вопросы епископу Прокопьевскому Амвросию, а ныне ректору Санкт – Петербургской духовной Академии.

Нужно отметить, что это направление деятельности проводится в тесном взаимодействии с Кемеровской епархией. Правящий Епископ Аристарх и ректор КемГУ Свиридова И.А. подписали договор о двухстороннем долгосрочном сотрудничестве, который и определил перспективы дальнейшего взаимодействия университета и епархии в духовно – нравственном воспитании и просвещении студентов.

Стали традицией посещения православными преподавателями и студентами молебнов в дни памяти преподобного Сергия Радонежского, Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Св. великомученицы Татьяны.

Традиционно проводятся праздники «Студенческая пасха», «День Святого Валентина».

Неотъемлемой формой духовно – нравственного воспитания студентов филиала являются экскурсии по святым местам Кемеровской области и соседних регионов, где студенты не только приобщаются к духовным ценностям, но и получают определенные знания и наглядные представления о христианском храмовом зодчестве, иконописи, истории создания и функционирования храмов. Например, в конце учебного года была организованна поездка в Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецка, мужской монастырь с. Безруково.

Важной составляющей духовно – нравственного воспитания студентов филиала является развитие волонтерского движения, вовлечение студентов в благотворительную деятельность.

Библиотека филиала оказывает существенную информационно – методическую поддержку в организации духовно – нравственного воспитания.

Студенческая газета «Своя параллель» систематически освещает на своих страницах вопросы морали и нравственности, организовывает обсуждения насущных вопросов жизни студента.

Я не смел искать свидания с ее невольницей.

Вспомнил все события на пароходе и последнюю трагическую сцену.

Это была старая солдатская песня.

Он стал рассыпаться в любезностях перед своей новой "Потребительские кредиты Банк Банк Москвы от 50000 до 1000000"пассажиркой и выразил готовность выполнить все, что она пожелает.

Мать и дочь стояли, потрясенные драмой, "переводчик англо русский скачать на телефон"развернувшейся у них на глазах; ни та ни другая "Кетонал таблетки инструкция по применению"не сдвинулась с места, когда вдруг "скачать герои меча и магии 3 полное собрание"неожиданно появилось щупальце, подобрало и утащило за собой волынку, "песня papi дженифер лопес скачать"оставшуюся лежать на "скачать матрица 2 игру"земле.

Пока она готовила кофе, я вымыл чашки.

Адские снабженцы стремились все до капли "Кейген для abbyy finereader 11"оставить для собственного употребления.

Я этого и не говорил, заявил "скачать песни русскаго репа"Смит.

Ты почти вовремя, в голосе архангела послышалась легкая нотка "песня тимати я буду ждать скачать"неудовольствия.

Неловкими от голода "скачать резюме для устройства на работу"руками он разорвал бумагу, и в ноздри ему ударил запах "скачать читы на апб"жареной рыбы, приставший к грязным блеклым газетным снимкам.

Я "скачать фильм атомный иван" забуду о том зле, что ты причинил мне, пообещал "Познавательное развитие дошкольников в игре" я.

Если ты опустишь занавеси, сможешь разбудить "игровой автомат сладкая жизнь" меня утром, если я буду храпеть.

Я почувствовал, как напряглись "школа злословия краткое содержание" мои мышцы, когда за моей спиной "сафари игровой автомат" прошел какой-то толстяк с подносом.

Через "Keygen sketchup pro" десять минут громадный фант почти задремал.

Все совсем не так просто, проговорил "тяжёлый рок скачать" он.

Это был основной ужас "скачать мультфильм для псп" подступающего противостоящего небытия, пробующего людей в "москва,я не люблю тебя минаев скачать" любых обстоятельствах с отвратительными ощупывающими лапами воображения, добивающегося цели в последнем и "краткое содержание преступление наказание краткое содержание" недоступного пониманию, повторяющему его самого.