М.В. Глебова

Духовно-нравственное воспитание детей молодёжи в условиях муниципалитета: опыт решения проблемы, возможные перспективы
14 апреля 2009 год


Сила России в крепости духа и
высокой нравственности народа


Уважаемые коллеги!

Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, её сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа.

Вместе с тем приходится констатировать, что усилия федеральных органов власти в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в настоящее время крайне недостаточны и разобщены. Принятые в этой сфере документы (программы, планы и т.д.), как правило, отражаю узковедомственный подход, при их разработке, утверждении и реализации участие институтов гражданского общества во многих случаях не обеспечивается.

Одной из причин неэффективного осуществления государственными и общественными институтами функций по духовно-нравственному воспитанию детей является отсутствие единой последовательной системной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в РФ.

Существенным фактором, усугубляющим негативные процессы в области формирования нравственности подрастающего поколения и социализации молодёжи является также ряд нерешённых проблем в сфере формирования и реализации государственной информационной политики, вследствие чего на общедоступных каналах телевещания в доступное для детей время в значительных объёмах присутствует продукция, не способствующая их нравственному воспитанию, а объёмы информационной продукции для детей крайне малы.

Следует также отметить законодательную неопределённость государственной молодёжной политики и нравственного воспитания на федеральном уровне. Прежде всего – это отсутствие системообразующего федерального закона в области молодёжной политики в Российской Федерации. Утверждённая Правительством РФ федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, которая согласно Закону РФ «Об образовании» является основой государственной политики РФ в области образования, не содержит понятий духовного и нравственного воспитания. Стратегическими задачами Программы являются:
– совершенствование содержания и технологий образования;
– развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
– повышение эффективности управления в системе образования;
– совершенствование экономических механизмов в системе образования.

Среди федеральных целевых программ, касающихся воспитания подрастающего поколения, можно назвать программу «Молодёжь России», утверждённую постановлением Правительства на период с 2001 по 2005 годы. В этой программе основным направлением реализации (причём поставленным на первое место) является формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Основная часть мероприятий Программы касалась военно-патриотического воспитания молодёжи, являющегося составной частью духовно-нравственного воспитания. Это направление предусматривало мероприятия, финансирующиеся непосредственно как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Федерации, куда они передавались в виде субвенций. Программа «Молодёжь России» стала играть роль системообразующего фактора в области молодёжной политики и механизмом комплексного и системного развития работы с молодёжью не только на федеральном уровне, но и в регионах. Однако в последующие годы программа не была принята.

На сегодняшний день действующей является программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ.

Таким образом, как показывает анализ нормативных и правовых документов федерального уровня, четко выстроенной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания у нас нет. Об этом говорит недавнее обсуждение Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России в Государственной Думе. Отсутствие действенных мер программно-целевого характера в области духовно-нравственного воспитания молодёжи может повлечь необратимые негативные последствия для развития России как демократического, правового, социального государства, духовно-нравственного и социально-экономического благополучия российского общества в целом.

Конституция РФ закрепляет за Правительством РФ обеспечение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Определяемые федеральными органами полномочия в области воспитания на уровне субъекта Федерации – это осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодёжью; на муниципальном уровне – организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в условиях муниципалитета. Кроме того, как государственные органы власти, так и органы местного самоуправления, имеют функции и полномочия в области образования и культуры. Таким образом, духовно-нравственное воспитание, так или иначе, относится к ведению всех уровней власти.

Базовым нормативным правовым актом в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в г. Прокопьевске является муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске на 2008-2011 годы», утверждённая решениеми Прокопьеского городского Совета народных депутатов.

Цель Программы многократно повысить эффективность работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, обеспечить развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из институтов гражданского общества.

Целевая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в г. Прокопьевске реализуется с 2006 года и является одним из первых прецедентов в Кузбассе и России в области решения проблем духовно-нравственного воспитания молодёжи на основе системного подхода, программно-целевым методом.

Муниципальная программа реализуется при поддержке Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО, отделения «Русская школа» ПАНИ, департамента образования и науки Кемеровской области, фонда духовной культуры и образования «Новая Русь».

Программа как документ нового интегрального формата направлена на консолидацию усилий государственных, муниципальных структур, общественных организаций, конфессий, средств массовой информации, средней, профессиональной и высшей школы, структурных подразделений органа местного самоуправления, негосударственных организаций.

О содержании Программы. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных институтов и возрастных групп населения. В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, детям раннего, дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, работу общественных объединений с подростками и молодёжью, деятельность силовых структур.

В качестве основных направлений Программы выделены:
– Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.
– Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
– Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
– Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социально-гуманитарные программы.
– Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
– Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования.
– Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.
– Социальное служение и благотворительные акции.
– Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров (система образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы) по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.
– Подготовка молодежи к воинской службе, попечение о воинах, забота о ветеранах войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов.
– Противодействие распространению и негативному влиянию на подрастающее поколение тоталитарных декструктивных сект, иностранных религиозных миссионеров.

Основной смысл предусмотренных Программой мер и соответствующих им ожидаемых результатов её реализации заключается:
– в формировании единого воспитательного пространства муниципалитета, укреплении нормативно-правовой базы развития системы духовно-нравственного воспитания, достижении высокого уровня межведомственного взаимодействия в воспитании и социализации детей; содействии воспитательной деятельности семьи, учреждений образования, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, укреплении материальной базы, кадрового потенциала, научно-методического, информационного, нормативно-правового и финансового обеспечения воспитания; повышении их ответственности за качество создаваемых условий для воспитания детей;
– в обеспечении комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, содействии интеллектуальному и творческому развитию детей и молодёжи; реальном обеспечении прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировании позитивного информационного пространства современного детства;
– в формировании научной базы развития системы духовно-нравственного воспитания, содействии научно-практической инновационной деятельности в области воспитания; обеспечении повышения профессионального уровня воспитательной работы.

В осуществлении Программы участвуют следующие структуры: Администрация г. Прокопьевска, управления образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, комитеты социальной защиты населения, отдел по молодёжной политике и туризму, базовые образовательные учреждения, творческие объединения педагогов, общественные организации, Военный комиссариат г. Прокопьевска, УВД.

Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет Координационный совет по программе при Главе города, который проводит мониторинг воспитательной ситуации в городе, осуществляет экспертно-прогностическую деятельность по оценке эффективности воспитательных влияний на подрастающее поколение со стороны различных социальных институтов, координирует деятельность всех ведомств по исполнению Программы, обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств, обсуждает представленные предложения по корректировке программных мероприятий программы и сроков их реализации.

Выделены два основных этапа реализации Программы.

Первый этап – 2007-2010 гг. нацелен на стабилизацию воспитательной системы в городе и создание условий для перехода в режим её поступательного позитивного изменения.

Второй этап – 2010-2011 гг. – нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования институтов воспитания за счёт обеспечения позитивного социального фона развития духовно-нравственного воспитания населения города. Критерии и механизмы мониторинга диагностики уровня духовного здоровья горожан ещё предстоит детально проработать – это работа на ближайшую перспективу.

На первом этапе реализации программы, в 2007-2008 годах, кафедрой социологии Кемеровского государственного университета по заказу управления образования Администрации города проведено социологическое исследование по проблемам духовно-нравственной жизни населения города. Изучено отношение педагогической общественности, родителей и учащихся к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.

Объект исследования: школьники старших классов, педагоги, родители, специалисты управления образования г. Прокопьевска.

Предмет исследования: оценка организации процесса духовно-нравственного воспитания в муниципальных образовательных учреждениях школьниками, родителями, учителями и специалистами управления образования г. Прокопьевска.

Были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить отношение к состоянию процесса ДНВ родителей, педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений, представителей муниципального органа управления образованием.
2. Проанализировать роль семьи, школы, церкви, культурно-досуговых учреждений в организации ДНВ.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на организацию процесса ДНВ.
4. Выявить представления о ДНВ у родителей и учителей.
5. Определить оценку организации ДНВ, данную школьниками и родителями.

Методы исследования: структурированное интервью.

Эмпирическая база исследования: школы г. Прокопьевска, управление образования г. Прокопьевска

Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Изучение оценки организации духовно-нравственного воспитания старшими школьниками (октябрь, 2007 г., интервью, 314 чел. – 100%).
2.Изучение оценки организации духовно-нравственного воспитания родителями (октябрь-декабрь, 2007 г., интервью, 4535 чел. – 100%).
3.Изучение оценки организации духовно-нравственного воспитания педагогическими работниками (октябрь-декабрь, 2007 г., интервью, 1333 чел. – 100%).
4. Изучение оценки организации духовно-нравственного воспитания работниками управления образования города (январь-февраль, 2008 г., интервью, 209 чел. – 100%).

В опросе принимали участие респонденты преимущественного женщины, что характерно для педагогического состава, среди родителей их было 84 %, мужчин – 16 %. Педагоги и работники администрации отметили большой стаж работы: в большинстве случаев это свыше 10-20 лет работы на руководящей должности или в педагогическом коллективе. Среди участников опроса преобладали исповедующие православную религию (работники администрации – 80 %; педагоги – 74 %; родители – 63 %, старшеклассники – 29 %). Интересно, что школьники показали высший, по сравнению с другими категориями респондентов, процент атеистических убеждений – 24 %. Среди педагогов и родителей присутствуют мусульмане (20 % и 10 % соответственно), а также небольшое количество представители протестантских конфессий.

Результаты исследования показали единодушную озабоченность родителей, административных работников и педагогов состоянием проблемы ДНВ в современном обществе. Меньшую степень осознания такой проблемы показали школьники (Таблица 1). Респондентами была отмечена заинтересованная установка работы администрации города и школ в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Одобрительную оценку дали 92 % административных работников, 64 % педагогов, 71 % родителей, 70 % старшеклассников.

Таблица 1.
Оценка наличия проблемы организации ДНВ в образовательных
учреждениях г. Прокопьевска
(Интервью, 4535 чел – 100 %; 1333 чел. – 100 %; 209 чел – 100 %; 314 чел. – 100 %соответственно категориям респондентов )


Варианты оценки проблемы администрация педагоги родители школьники
1. есть существенные проблемы 71 64 58 47
2. Проблемы оперативно решаются администрацией 22 21 15 14
3. это не основная проблема 5 8 16 21
4. Такой проблемы нет 0,4 1 3 15
5. нет ответа 0,4 2 4 3


Участники опроса определяют, что практически все школьные мероприятия можно считать работой в этом направлении. Это подтверждают ответы 14 % школьников. Но ¼ административных работников и педагогов, а также 49 % школьников считают, что речь идет о некотором количестве мероприятий, зафиксированном в плане учебно-воспитательной работы школ. Работники дошкольных учреждений отдельно указывали, что проводятся специальные беседы с детьми на темы духовного развития. Несмотря на усилия администрации города и педагогических коллективов, большинство респондентов дали критическую оценку эффективности воспитательной работы с детьми в образовательных учреждениях: (работники администрации – 61 %; педагоги – 55 %; родители – 49 %, старшеклассники – 38 %). Респондентами также отмечалась необходимость организации семинаров и научно-практических конференций, мастер-классов по проблемам организации ДНВ (работники администрации – 79 %; педагоги – 59 %; родители – 71 %).

Основная нагрузка по работе в направлении ДНВ ложится на заместителя директора по воспитательной работе. Это подтвердили 32 % работников администрации, 24 % педагогов; 15 % родителей, 27 % старшеклассников. Помощь им оказывают учителя-предметники, старшеклассники-активисты (их работу отметили 11 % работников администрации, 9 % учителей), родители, учителя школ особо отметили классных руководителей (53 %).

Результаты ответов на вопрос о необходимости усилить практику организации ДНВ мероприятиями и занятиями с целью изучения православной культуры показали: большинство взрослых одобряют такую идею (работники администрации – 58 %; педагоги – 50 %; родители – 54 %). За такие занятия проголосовало 69 % старшеклассников. Эта группа респондентов считает, что такое вполне возможно и необходимо, потому что «Россия – православное государство». Противоположную точку зрения высказала группа респондентов, считающая, что в России живут представители разных национальностей и конфессий, и организация таких занятий будет демонстрировать отсутствие толерантности у православных граждан (работники администрации – 23 %; педагоги – 16 %; родители – 20 %. старшеклассники – 10 %). Все респонденты предлагали основной принцип организации таких занятий: добровольности и адресности.

Подобное разногласие, возможно, возникает из-за разных подходов в определении смысла и содержания духовно-нравственного воспитания. Справедливо отмечая, что ДНВ не ограничивается информацией об основах православия, респонденты показали свое понимание смысла данного процесса (Таблица 2).

Серьезное влияние на молодежь оказывают (по мнению наших респондентов), клубы, учреждения культуры (отметила половина педагогов, с этим согласилась половина сотрудников администрации), различные религиозные организации (православная церковь, баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты и т. п., представители мусульманской конфессии), отдельные инициативные личности, волонтеры и «все понемногу». Самое большое значение респонденты отвели деятельности Православной церкви (работники администрации – 36 %; педагоги – 31 %; родители – 30 %. старшеклассники – 45 %). В целом результаты исследования показали высокое влияние Русской Православной Церкви на духовную жизнь прокопчан (работники администрации – 41 %; педагоги – 34 %; родители – 32 %. старшеклассники – 58 %).

Таблица 2.
Понимание смысла процесса духовно-нравственного воспитания жителями
г. Прокопьевска.


Варианты ответов администрация педагоги родители школьники
1. это воспитание морали, этики, совести 44 41 39 34
2. это воспитание культуры человека 31 31 21 33
3. это аспект религиозного воспитания 2 4 7 12
4. это духовное просвещение молодежи 15 8 11 20
5. это приобщение к догматам православной церкви 9 1 3 4
6. это воспитание души человека 13 19 22 13

Респонденты, проявив заинтересованность в решении вопросов, связанных с повышением эффективности ДНВ, предлагали следующие мероприятия. Так, опрошенные старшего возраста говорили о необходимости введение цензуры СМИ, гуманизации образования, развития школьного самоуправления, привлечения детей к волонтерской работе, сотрудничества с духовенством и учителями воскресной школы, организации факультативных занятий в школах, связанным с духовным просвещением молодежи, благотворительных марафонов, создания лектория для родителей, использование рекламных щитов (баннеров) для организации социальной рекламы. Эти мероприятия, по мнению респондентов, будут только тогда действенны, если будут незаурядными, интересными для молодежи. Необходим творческий, креативный подход с привлечением инициативных и оригинальных людей, представителей интеллигенции. Сами взрослые считают, что «любые мероприятия будут бесполезны, если старшее поколение демонстрирует безнравственный образ жизни, неуважение в семейном общении».

Ответы детей удивили прагматичностью. Многие заявили, что важно «материальное благополучие, которое спровоцирует желание творить добро», по-молодежному смело и энергично предлагают использовать рекламные щиты (11 %), проводить благотворительные акции (13 %), праздники национальной культуры (15 %).

Исследование показало заинтересованность в существовании проблемы организации духовно-нравственного воспитания, с одной стороны, и недостаточное понимание смысла духовно-нравственного воспитания администрацией и педагогами образовательных учреждений, особенностей организации данного процесса, с другой стороны. Большинство родителей указало на необходимость обновления форм и методов воспитательной работы с детьми.

Большинство родителей и школьников высказалось за необходимость изучения основ православной культуры в образовательном учреждении на основе адресности и свободного выбора и определило проблему духовно-нравственного воспитания как актуальную для современного общества, отметив недостаточный уровень воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Большинство респондентов, в том числе школьников, определили влияние СМИ на духовное и нравственное развитие молодёжи как отрицательное.

Рекомендации для осуществления работы по духовно-нравственному воспитанию в городе были заложены в самих ответах респондентов.

Рекомендации:
1. Объединить усилия заместителей директоров школ по внеклассной работе, преподавательского состава, возможностей старшеклассников и школьного самоуправления.
2. Продумать возможности работы лекториев и дискуссионных клубов для родителей.
3. Заложить в планы работы школ и администрации города необходимость проведения научно-практических конференций с целью обмена опытом и обучения по организации ДНВ.
4. Использовать опыт учителей воскресной школы.
5. Рассмотреть возможность сотрудничества и активного привлечения представителей разных конфессий, использования их опыта работы с молодежью.
6. Продумать концепцию организации социальной рекламы.
7. Создать форум творческих жителей города с целью выработки и поддержки креативных идей по совершенствованию организации духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Должна сказать, что система общего образования г. Прокопьевска уже 10 лет осуществляет широкомасштабный эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода как методологии процесса обучения и воспитания, в основе которого, в частности, лежат идея русской национальной школы и принципы христианской педагогики.

Как отмечает профессор И.Ф. Гончаров, основатель Всероссийского движения «Русская национальная школа и образование», научный руководитель данного экспериментального направления: «Держать школу только на науке – это всё равно, что на арабском скакуне возить воду. Наша школа – это школа постижения глубин основных форм культуры: народной, светской и православной. Фундамент школы – отечественная культура…Разумен двуединый процесс: освоение национальной культуры и приобщение к мировой культуре. Осознание себя как самобытной цивилизации возможно только в постижении многоликости мира».

В городе открыты экспериментальные площадки в муниципальных образовательных учреждениях: МОУ СОУ № 17 им. Кирилла и Мефодия, гимназии № 72 русской культуры, ДОУ - Центр развития № 100 по данным направлениям.

Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях города осуществляется изучение предмета «Основы православной культуры», «Русская философия», «Духовная культура», спецкурсы «Почитание родителей», «Русская душа», «Светочи России» за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Результаты экспериментальной деятельности всех базовых образовательных учреждений по проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прошли региональную и федеральную экспертизу, получили высокую оценку, в том числе гимназия № 72 – победитель федерального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, победитель регионального конкурса «60 лучших школ Кузбасса»; школа № 17 имени Кирилла и Мефодия – победитель федерального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, победитель в номинации «Лучшая инновационная разработка года» Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» за 2007 год. 30 учителей, реализующих программы духовно-нравственного воспитания, стали победителями федерального этапа конкурса «Лучший учитель России», проводимого в рамках Приоритетного национального проекта в сфере образования.

В период подготовки к внедрению программы были подготовлены квалифицированные педагогические кадры. Более 50 педагогов города прошли подготовку в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме: «Теория практика преподавания основ православной культуры в школе». В настоящее время 38% общеобразовательных учреждений осуществляют обучение школьников предмету «Основы православной культуры» на факультативной основе за счет часов вариативной части БУП. Это самый высокий показатель среди муниципалитетов области.

С 2006 года при поддержке епископа Прокопьевского Амвросия, ныне викария Московской епархии, в городе проводятся муниципальные конкурсы творческих работ учащихся «Золотые купола», конкурс сочинений «Русское слово», посвящённый разработке темы: «Подвижники Земли Русской». Конкурсы пользуются большой популярностью у учащихся, педагогов, родителей. На конкурс ежегодно представляется свыше 600 сочинений, стихотворений, былин, эссе, прикладных творческих работ.

Регулярно проводятся семинары-практикумы для руководителей региональных экспериментальных площадок по теме: «Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе».

Вопросам педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания уделяется особое внимание. Организованы семейные и психологические консультации на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, вузов, учреждений здравоохранения. Созданы библиотеки и книжные лавки для родителей в образовательных учреждениях и при храмах, семейные клубы в образовательных учреждениях по месту жительства.

В муниципальной системе образования реализуется сетевой проект перехода образовательных учреждений на профильное обучение социально-гуманитарной направленности в рамках комплексной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи города. Создано городское методическое объединение учителей, преподающих курс «Основы православной культуры», научно-методический совет по вопросам реализации духовно-нравственного компонента в содержании образования в рамках отделения «Русская национальная школа и образование» Петровской академии наук и искусств. На базе управления образования идёт активная организация работы научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию в целях для обеспечения координации научно-исследовательских работ по сопровождению основных направлений программы. Приобретены учебники по основам православной культур, основа нравственности, культурологи, философии для учащихся образовательных учреждений – муниципальных экспериментальных площадок; наглядные пособия, аудио-, видеоматериалы. За два года научно-методическим центром при поддержке Фонда духовной культуры «Новая Русь» по итогам деятельности муниципальных экспериментальных площадок подготовлено 18 учебно-методических пособий и программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.

В целях информационной поддержки реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске» создан информационный ресурс (сайт в сети Интернет: dnv-prk.info).

В городе ежегодно проводятся Дни славянской письменности и культуры при участии Администрации города, Прокопьевского городского Совета народных депутатов, управлений образования и культуры, Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ, общественных организаций.

С 2006 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проводятся муниципальные конкурсы творческих работ учащихся «Золотые купола» и «Русское слово». В них ежегодно принимают участие более 6000 школьников.

В Прокопьевске проводятся региональные семинары по обобщению и распространению опыта областных экспериментальных площадок по теме: «Формирование единого образовательного пространства на этнокультурной основе» (2003, 2005, 2007 годы).

В 2008 году в городе прошли I Кирилло-Мефодиевские педагогические чтения для педагогов муниципальных образовательных учреждений.

Ежегодно проводится городская научно-практическая конференция школьников «Старт в науку», которая посвящается великим деятелям и достижениям российской науки (Дни космонавтики, Дни науки, конференции, посвящённые памятным датам: 250-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского, 50-летию со дня запуска искусственного спутник Земли, 180-летию со дня рождения Л.Н. толстого, 135-летию со дня рождения С.В.Рахманинова, 190-летию со дня рождения А.М. Опекушина, 185-летию со дня рождения И.С. Аксакова, 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, 175-лентию со дня рождения Д.И. Менделеева и др.).

24 декабря 2008 года в г. Прокопьевске, впервые в Кузбассе, была проведена I городская олимпиада по духовной культуре. В ней приняли участие более 150 учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений города. Основная цель олимпиады – пропаганда знаний об истории и культуре России, интеллектуальной развитие и духовно-нравственное просвещение детей.

В рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года -2009» была учреждена номинация «Духовно-нравственные ценности в воспитании и образовании». Победителем конкурса стала педагог основ православной культуры гимназии № 72 Н. Щелокова, которая сегодня на открытии областного конкурса «Учитель года» в г. Кемерово представляет Прокопьевск. Пожелаем ей успеха.

Все перечисленные мероприятия, реализуются в рамках муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» дают возможность обобщить и систематизировать накопленный педагогический опыт в области духовно-нравственного воспитания.

По итогам анализа инновационной практики и опыта духовно-нравственного воспитания в муниципальной системе образования Координационным советом подготовлены к изданию три сборника материалов в серии «Духовно-нравственное воспитание», опубликовано свыше 20 статей.

Программа имеет концептуально-методологическое обоснование. Концепция программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске» и опыт работы по её реализация в условиях муниципалитета отмечены дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодёжью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году.

В сентябре 2008 года работа Администрации г. Прокопьевска по созданию системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи была представлена Координационным советом на Всероссийской выставке-ярмарке «Святая Русь – великая Россия» и награждена Золотой медалью и дипломом победителя выставки.

В одном выступлении невозможно в полной мере отразить не только все аспекты деятельности, но даже отдельные компоненты системного подхода в реализации Программы. В выступлениях членов Координационного совета и руководителей ведомств будут более подробно освещены направления и подходы реализации муниципальной программы «Духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в г. Прокопьевске».

Остановлюсь только на некоторых моментах координации межведомственного взаимодействия муниципальных структур и возможных перспективах практической реализации Программы.

Программно-целевой подход к деятельности по духовно-нравственному воспитанию, реализуемый в условиях социально-педагогической среды нашего города, т.е. переход от отдельных мероприятий – к программным мерам, способствует совершенствованию работы по данному направлению, расширяет формы её организации.

Как фактор положительного влияния комплексного подхода в духовно-нравственном воспитании молодёжи в г. Прокопьевске следует отметить возросший уровень взаимодействия муниципальной системы среднего общего и высшего профессионального образования. Среди совместных научно-исследовательских, творческих, профессионально-педагогических мероприятий управления образования и филиалов высших учебных заведений – научно-практические конференции школьников, студентов, молодых учёных, совместные методические семинары, конкурсы, дискуссионные клубы. В 2009 году заметно расширилось и углубилось взаимодействие филиалов КузГТУ, ТГУ, КемГУ, МГОУ с общеобразовательными учреждениями города в сфере духовной и интеллектуально-творческой деятельности.

В рамках межведомственного взаимодействия наиболее успешно осуществляется сотрудничество управлений культуры, образования, физической культуры и спорта Администрации г. Прокопьевска. Управления образования и культуры в течение нескольких лет осуществляют реализацию совместных мероприятий в области культурно-просветительской деятельности, организации городских конкурсов и фестивалей, концертов и творческих встреч, экскурсионно-краеведческой деятельности.

На базе техникума физической культуры, спортивных учреждений управления физической культуры и спорта Администрации г. Прокопьевска помимо спортивно-массовой работы с молодёжью совместно с управлением образования осуществляется обобщение физкультурно-оздоровительной работы педагогов образовательных учреждений, тренерского и преподавательского состава спортивных школ с учётом духовно-нравственной и составляющей общеразвивающих и профессиональных видов спорта.

На первом этапе реализации муниципальной программы духовно-нравственного воспитания программно-целевой подход позволил нам сосредоточить усилия на отдельных целевых группах, включить их в практическую деятельность и обеспечить самореализацию её потенциала в системе интеллектуально-творческих, культурно-просветительских, спортивных мероприятий. В городе широко внедряются активные формы проектной деятельности: конкурсы, конференции, олимпиады, Дни славянской письменности и культуры, краеведческие чтения, форумы, акции поддержки и помощи, слёты, фестивали национальных культур. Отличительная черта всех проектов – их перманентность, что позволяет избежать хаотичности при их реализации и повышает эффективность.

Вместе с тем в городе сохраняется высокий уровень асоциального поведении детей и молодёжи.

Совместная работа органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, управления образования, психологической службы города, правоохранительных органов позволяет держать в зоне постоянного внимания и контроля эти вопросы, концентрировать усилия на профилактической работе в подростковой среде. Несмотря на принимаемые меры по стабилизации оперативной обстановки в подростковой среде города, подростковая преступность в 2008 году выросла на 3,7 % (8 случаев). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, остался прежним и составил в 2008 году – 10,3%, а в 2007 году – 10,3%. Преступность среди несовершеннолетних снизилась на территории 2 ОВД на 17,9%, на территории Зенковского ОВД на 17,3%. Вместе с тем фиксируется рост подростковой преступности на территории Рудничного ОВД на 7,8%, Центрального ОВД на 42,8 %. (!).

Необходимо отметить, что при росте преступности несовершеннолетних на 3,7%, количество участников преступлений снизилось на 1,4%, также снизилось количество преступлений, совершённых в группах на 12,1%.

По итогам I квартала 2009 г. фиксируется снижение детской и подростковой преступности в целом по городу.

Статистика показывает, что помимо профилактических мер по предупреждению преступности несовершеннолетних среди учащихся школ образовательными учреждениями, повышению эффективности работы органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних необходимо проведение целого комплекса работ в условиях социальной среды муниципалитета по духовно-нравственной профилактике правонарушений среди детей и подростков. При работе в этом направлении необходимо активнее идти на сотрудничество с традиционными религиозными конфессиями, Русской Православной Церковью.

В социально-педагогической инфраструктуре по духовно-нравственному воспитанию и развитию молодёжи главнее место, безусловно, занимает семья. Семья несла и несёт основную нагрузку в формировании личности ребёнка. Как главнейший вклад семьи в духовно-нравственное становление молодёжи я бы отметила воспитание девушек как будущих матерей и хранительниц семейного очага, способных передавать своим детям нравственные ценности, а также воспитание у юношей мужественности, неприятия культа физической силы, привития им стремления к высоким достижениям в труде и к созданию полноценной семьи, ответственности по выполнению воинского долга защиты Родины. Поэтому по максимуму необходимо пропагандировать положительный опыт семейного воспитания через средства массовой информации. Шире привлекать социально-перспективные семьи к реализации муниципальных программ и проектов. Необходимо работу по оказанию разносторонней помощи и поддержки семьям поставить на очень серьёзный уровень.

Второй акцент воспитательного влияния, на мой взгляд, следует сделать на работе по месту жительства. В совместную работу включить учёных, деятелей культуры и искусства, представителей общественных объединений, лидеров традиционных религиозных общин. Передовая линия практической реализации муниципальной программы духовно-нравственного воспитания населения и молодёжи города должна проходить в районах и микрорайонах. Создание в каждом районе города единого воспитательного пространства с равноправными партнёрами – образовательным учреждением, учреждениями культуры, спорта, семейной и молодёжной политики, родительскими комитетами – это могло бы послужит прорывным практическим шагом. Эффективности этой схемы могли бы способствовать советы, возглавляемые депутатами городского Совета, руководители учреждений социальной сферы, авторитетные общественные организации, ветераны труда и боевых действий.

Третья наиважнейшая проблема связана с сильнейшим негативным воздействие средств массовой информации, рекламирующих жестокость, насилие и криминальное поведение, секс, нетрудовое, потребительское отношение к жизни. Этим грешат такие телеканалы, как СТС, REN TV, ТНТ, ДТВ и МТV. Это глобальная проблема, для преодоления которой необходимо формировать у детей и молодёжи избирательное отношение к средствам массовой информации, продуктам рекламы и массовой культуры, значительно увеличить количество программ, направленных на воспитание духовности и нравственности. Целенаправленно формировать образ инициативного, квалифицированного, прагматичного, но при этом нравственного и потому успешного молодого гражданина России; позиционировать лучший опыт семейного воспитания, народные традиции и праздники, национальные достижения в области науки, культуры, искусства, влияя через них на нравственное здоровье молодого поколения.

По максимуму нужно задействовать Интернет-ресурсы.

В этой части своего выступления перейду к возможным перспективным направлениям работы по реализации муниципальной целевой программы в 2009-2011 гг.

Первое направление. Создание эффективной информационной системы сопровождения муниципальных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, в том числе интегрированный электронный ресурс в области воспитания, систему эффективного обмена опытом в сети Интернет через портал «Воспитание».

Создание ресурсного центра современных телекоммуникационных систем на базе управления образования города с целью формирования единого интерактивного информационного пространства в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в Прокопьевске.

Создать систему дистанционного образования для повышения квалификации педагогов и специалистов на основе использования интерактивного Интернет-телевещания.

Провести мониторинг комплексной программы духовно-нравственного воспитания с целью формирования сетевых сообществ, участвующих в реализации программы и интеграции духовно-нравственного содержания в действующие на городском уровне муниципальные, областные ифедеральные программы.

Перечисленные перспективные направления запланированы в рамках проекта «Развитие системы духовно-нравственного воспитания путём применения современных инновационных методов и средств» Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь», получившего грант в размере 1500 000 рублей по итогам конкурса некоммерческих неправительственных организаций. Одной из территорий реализации проекта выбран г. Прокопьевск.

Второе направление может быть описано следующей позицией. Много кратное повышение эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в условиях муниципалитета зависит от правильно организованной работы на всех уровнях социализации молодёжи. При этом нужна не только и не столько пропаганда и просвещение, но и соответствующая экономическая, социальная и культурная политика, направленная на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей человека.

Внедрение системы грантовой поддержки на муниципальном уровне исследовательской и проектной деятельности по духовно-нравственной проблематике в общеобразовательных учреждениях, вузах смогло бы существенно активизировать работу в этом направлении.

И, наконец, третье.

Информационная политика медийного сообщества в освещении вопросов духовно-нравственного воспитания. Разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности муниципальных средств массовой информации.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть: сегодня, когда духовное и нравственное оздоровление общества приобретает всё больший национальный смысл и значение, актуальным как никогда становится диалог власти со всеми институтами гражданского общества, традиционными религиозными конфессиями России, с таким авторитетным, сильным и цельным центром, как Русская Православная Церковь. Осознание этой реалии современной истории нашими гражданами не только очень важно для будущего России, но и судьбоносно.

Несмотря на некоторые положительные духовные процессы в нашей стране, итоги в области духовно-нравственного оздоровления общества более чем скромные. Необходимо укрепить наметившиеся позитивные перемены конструктивным межведомственным взаимодействием государственных властных структур, с религиозными организациями на основе национальной программы духовно-нравственного просвещения и оздоровления народа России, прежде всего молодёжи. Каждый шаг в этом в этом направлении со стороны региональной власти и органов местного самоуправления будет являться весомым вкладом в развитие России и подтвердит, надеемся, известную максиму: духовное возрождение нации было и остаётся предтечей её всеобщего процветания.

 



Благодарю за внимание!



Он думал, что лежит дома, и, только после того, как мы "Скачать игры бродилки для девочек"его сбросили обратно, стал умолять, чтобы его вытащили.

Поэтому прошло довольно много времени, прежде чем "Миникрафт скачать карты"команда ``Красавицы'' убедилась в том, что мы "Скачать песню валерия капелькою неба"нагоняем ``Магнолию''.

Несколько групп расположились сзади, почти все открытое пространство было заполнено простертыми телами.

Правда, до призыва на военную службу он как редактор и издатель "Винкс картинки беливикс муза"оккультного научного журнала о загробном мире написал большую статью "Игры барби мермедия"о том, что никто не должен бояться смерти, и статью о переселении душ.