Глебова М.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Поиск путей обеспечения высокого качества образования является не только реакцией общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, но одновременно и способом изменения этой ситуации, принципиального построения облика будущего.

Возможность продуктивного решения этой проблемы связана с широким развёртыванием системы управления качеством образовательного процесса с учётом всех сторон функционирования и развития образования в диалектической взаимосвязи внутренних законов функционирования и развития образовательных систем с внешними законами функционирования и развития их системного окружения (государства, социума, экономики, глобального контекста развития образования).

Традиционное развитие образования как социальной системы имеет два пути: эволюционный и целенаправленно регулируемый. До сих пор реформирование отечественной системы образования осуществлялось преимущественно по первому пути, следуя логике естественно-эволюционных изменений, обеспечивая при этом достаточно устойчивую адаптацию образования к меняющимся социально-экономическим условиям.

Ситуация в современном российском обществе отличается значительной нестабильностью и высоким динамизмом происходящих изменений. В этих условиях качественно новое состояние системы образования не может быть достигнуто за счёт её частичной модернизации, отдельных элементов усовершенствования. Сегодня необходим переход от классических схем управления образованием к принципиально новым способам управления его качеством.

Поиск механизмов эффективного управления качеством образовательного процесса связан с определением организационных и педагогических средств, методов и условий достижения высокого качества образования, опережающих научных исследований в этой области.

В связи с этим возникает противоречие между наличием детально разработанных теорий управления в различных областях знаний и недостаточностью исследования проблемы управления качеством образовательного процесса.

Одним из важнейших методологических подходов в разрешении данного противоречия является принцип внешне-внутренней обусловленности качества любой системы. Разработка теоретических основ управления качеством образования связана не только с познанием объективных закономерностей функционирования и развития образовательных систем и управления ими, но в равной степени и с всесторонним анализом существующей образовательной практики, с выявлением основных причин, снижающих качество образования.

В описании принципов построения и функционирования систем управления качеством образования существуют различные подходы, но в целом их объединяет общий вывод о необходимости разработки теоретических основ управления качеством образования.

Вместе с тем, отсутствие единого понятийного аппарата управления качеством образовательного процесса приводит к ограниченности использования теоретических положений в педагогической практике.

Центральной категорией рассматриваемой проблемы является категория качества. Качество образования – сложная синтетическая категория. В отечественной теории качества исследовано более 100 различных толкований данного понятия. Наиболее целостным из них, на наш взгляд, является определение качества образовательного процесса как интегрального свойства, обусловливающего способность удовлетворять существующим и потенциальным потребностям личности и общества, проецируемым в различных измерениях: глобальном, национально-государственном, региональном и образовательном.

Мы здесь не рассматриваем категорию качества образования во всей её сложности. Остановимся лишь на двух его существенных признаках:

  • Внешне-внутренней обусловленности качества. Качество определяется возможностью удовлетворять определённые потребности. В процессе удовлетворения потребностей потенциальное (внутреннее) качество переходит в актуальное (внешнее) качество.
  • Управляемость качества. Изменение качества может происходить стихийно или целенаправленно.

В случае целенаправленного изменения качества имеет место сознательное изменение внешних условий или специально организованная деятельность по изменению (улучшению) качества.

Осмысление качества образования на современном уровне не возможно без опережающего развития качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта, институционально представленного наукой, образованием, культурой, другими духовными институтами, формирующими общественно-необходимые потребности, идеалы, ценности.

Решение перспективных вопросов реформирования российского образования выдвигает на передний план структуры кризиса образования и происходящих сдвигов в его социальных функциях.

Общие измерения кризиса качества образования раскрываются в контексте механизмов развития социума и государства. Падение качества совокупного общественного интеллекта, усиливающийся кризис науки, культуры и духовности транслируются в систему кризиса качества образования, порождая атрофию интереса молодёжи к духовным ценностям и классической культуре, развивая свойства внушаемости и манипулируемости в массовом сознании.

Внешним фактором, в значительной степени влияющим на качество образования, является качество человека. К необходимым условиям решения проблемы качества в российской системе образования следует отнести формирование национальной компоненты качества в системно-социальном измерении. Направленность образования на всестороннее развитие личности, становление национального человека, воспитание чувства достоинства личности, гордости за историю собственного народа – системообразующие ориентиры, вне которых проблема качества образования в её истинном понимании не решается.

Важнейшим методологическим моментом разработки проблемы управления качеством образования является характеристика качества как системы, построенной на принципах целостности, системности и структурности. Целостность и системность качества образования может быть представлена в виде многоуровневой системы свойств (или совокупности качеств её подсистем), определяющих её приспособленность реализовывать социальные цели в соответствии с доктриной образования через целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава, педагогов и обучаемых.

Формирование механизма управления качеством образовательного процесса связано с системными характеристиками качества, из которых следует принцип структурности. Структурирование качества образования связано с двумя типами структур качества: функциональной (свойства и функции систем) и морфологической (структура деятельности или процессов).

Функциональный аспект качества образования связывает категорию качества с категорией ценности, определяющей целеориентированный или ценностно-ориентированный характер образования.

Под системой управления качеством образования, таким образом, понимают комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленной изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и личных потребностей и государственных требований к уровню подготовки обучаемых, установленных государственными стандартами.

Разработка целостной системы управления качеством образовательного процесса предполагает выявление и объяснение основных закономерностей, характеристик и механизмов формирования этого процесса, формирование целей и функций управления, его принципов и методов, специфических особенностей реализации каждого из них; выявление характера связей всех компонентов управления друг с другом и со всей деятельностью по управлению в целом.

Таким образом, основными категориями управления качеством образовательного процесса являются: закономерности, цели, принципы, функции и методы (технологии) управления.

Центральное место в обосновании любой системы занимают принципы. Принципы управления качеством образовательного процесса представляют собой совокупность основных руководящих идей, правил и требований, практическая реализация которых обеспечивает выявление всех факторов, определяющих качество управленческих решений, их количественную оценку в области управления образовательным процессом с помощью заданной системы критериев и показателей его качества.

К системным принципам управления качеством образования относятся: принципы целостности, системности, структурности, внешне-внутренней обусловленности, функционально-морфологического единства качества, перспективности и опережающего характера управления и другие. Так как принципы управления представляют собой общие требования, руководящие положения, выполнение которых может обеспечить формирование системы управления качеством образования, они должны быть направлены на решение следующих взаимосвязанных задач:

  • структурирование и функциональное описание системы управления качеством образовательного процесса в системе ценностных и целеориентированных координат;
  • структурирование системы управления качеством образовательного процесса на основе единства и иерархичности всех компонентов управляющей и управляемой подсистем
  • формирование критериально-оценочной базы управления качеством образовательного процесса;
  • технологизация управления качеством образовательного процесса, включающая определение основных требований к организации и методам управления.

Основываясь на специфике образовательного процесса, следует также определить совокупность условий, обеспечивающих продуктивное управление качеством образования. К таковым условиям, на наш взгляд, относятся:

  • Создание нормативной, государственно-программной основы управления качеством образования, синтезирующей проблему качества образования во всех звеньях системы непрерывного образования с постановкой проблемы формирования государственной политики в области качества образования, обусловленной национальными интересами.
  • Развитие научно-методологических основ проблемы качества образования. Методологическая оснащённость работы по улучшению качества образования: выявление объективных закономерностей и механизмов управления, определение причинно-следственных связей, влияющих на конечный результат функционирования и развития образовательной системы; научно-методическая обеспеченность управления качеством образовательного процесса.
  • Изменение ведущих функций образования, усиление интеллектуальной и нравственной ориентации в обучении, перенос акцентов на воспитательную и развивающую функции образования, высокую психологическую устойчивость и готовность к общественно полезному труду.
  • Теоретическое и экспериментальное обоснование положений теории управления качеством образования, расширение инновационной деятельности, внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, способствующих его качественному обновлению.
  • Стимулирование, административная и общественная поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов, совершенствование профессионального мастерства педагогов и повышение их личной ответственности за качество результатов образования. Совершенствование механизмов аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования. Широкое освещение проблемы качества образования в средствах массовой информации.
  • Создание национальной системы оценки качества образования, формирование института социального мониторинга. Совершенствование системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Следует отметить, что в современных условиях проблема качества остро встала практически во всех областях общественной жизни. Как показывают примеры передовых промышленных стран, решение проблемы качества должно носить всеобщий характер национальной идеи. При этом проблему качества необходимо осмыслить как ключевую проблему системы национальной безопасности, в которую проблема качества образования входит как ведущая.

Само понятие национальной безопасности приобретает социокультурный смысл, связывается с формированием духовных ценностей и культуры личности обучаемого в образовательном процессе, с качеством общественного интеллекта, и в этом плане переходит в разряд педагогических категорий. В этой связи представляется важной глубокая методологическая проработка всех аспектов проблемы управления качеством образовательного процесса в национальном измерении, с учётом отечественной истории, духовного опыта, в том числе философии качества (идей русского космизма и всеединства, учения о ноосфере В.И. Вернадского, философии общего дела Н.Ф. Фёдорова).

Разработка педагогического аспекта рассматриваемой проблемы, по нашему убеждению, должна разворачиваться в направлении освоения отечественного духовно-интеллектуального базиса, усиления патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования национального самосознания, развития интеллекта и нравственных сил обучающихся. Необходима программа подготовка кадров для русских национальных школ с углублённой подготовкой по русскому языку, литературе, истории, искусству, философии, краеведению и другим областям знаний.

Раскрытие системы управления качеством образования в изложенном контексте предполагает наличие адекватного технологического инструментария – организационных, педагогических, психологических и социальных методов управления качеством образовательного процесса.

Методы управления, представляющие собой совокупность способов взаимодействия всех подсистем управления, сами по себе являются взаимосвязанной системой, определяющей качество управляемости будущим со стороны общества в процессе достижения общих целей управления качеством образования. Содержательное описание методов управления является в настоящее время чрезвычайно актуальной проблемой, требующей дальнейшего исследования. Разрешение данной проблемы позволит преодолеть имеющиеся ограничения в использовании положений теории управления качеством образовательного процесса в педагогической практике, способствуя тем самым успешному реформированию образования как части комплекса мер по практической реализации новых принципов государственного строительства.

Собака поднялась, видя, что Фелим направился к двери.

Я пришел сюда в сопровождении полицейского, потому как мне не понравилось, что из сумасшедшего дома меня выкинули без обеда.

Но никто этому не поверил, и случилось так, что, несмотря на все предосторожности, кое-кто отстал.

И все же не было такого положения, из которого они не нашли бы какого-нибудь выхода.

Однако застать врасплох другого фанта, имеющего большой опыт по этой "Ричард длинные руки вильдграф скачать бесплатно"части, не так-то "Фильм скачать кожа в которой я живу"просто.

Он умолк, понимая, что в уме у бродяги отложилось только последнее предложение.

Она сложна и "телефон микрокредит"ритмична, содержит много парадоксов.

Он решил отправиться к тому, кто мог бы помочь добыть семь золотых подсвечников неважно, существовали они "Скачать мод дрифта для gta 4"на самом деле "как оформить автокредит"или нет.

Он тот, кто разговаривал со мной.

Так, пустяки, небольшое представление, говорит Мадрак.

Плакальщица, "Болгарско-русский и русско-болгарский словарь"я думаю, тебя не правильно назвали!

Эти "Все об инвестировании. Легкий способ начать свой путь"люди, по каким-то причинам "Времена года"верили, что он является объектом их желаний "Обломов"и страхов одновременно.

Консоли лайнера "Мультиварка. Рецепты блюд и секреты приготовления"ощутимо дрожали.

Сэр Оливер тихонько нажал "Цветы из ткани"на ручку.

Земля по-прежнему проносилась "Волкодав. Полное собрание романов"мимо, только теперь, когда нужно "Бег. Книга-тренер"было выскочить на ходу из мчащегося "Слушай песню ветра. Пинбол 1973 (тв)"поезда, перестала казаться мягким "Легкий способ наслаждаться авиаперелетами"шелковым ковром.

Вскоре удары обрели ритмичность.