М.В. Глебова Русская художественная культура (с древнейших времен до начала XX века) Программа спецкурса Художественная культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Изучение истории художественных идей и художественных творений различных эпох и народов дает возможность приблизиться к постижению сути социокультурных процессов, характерных для того или иного исторического периода. Известно, что современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий в современную эпоху, творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными «сверхустановками», на которые ориентируются мастера разных стран и континентов. В то же время существует «наднациональное» экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления будущего. Однако к началу XXI столетия большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальную самобытность в произведениях искусства. На этом фоне историческое прошлое и настоящее русской художественной культуры вписывается в европейскую художественную «модель». Однако думается, что отечественное искусство выполняет в мировой культуре особую, не всегда поддающуюся рациональному постижению миссию. Вспомним, что еще великий русский философ Н.А. Бердяев задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? Есть основания полагать, что философ был прав, утверждая: русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение в искусстве – великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре. Из века в век загадочная русская душа, которую и «умом не понять», и «аршином общим не измерить», раскрывалась в творениях гениальных художников. В этом бесконечном процессе самопознания видится закономерность. «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине» (Н.А. Бердяев). «Драгоценная ноша нашей культуры» (А. Блок), передаваясь из поколения в поколение, озаряла мир светом исканий Истины, Добра и Красоты. Поэтому проблема соотнесения художественности и духовности является основной при изучения русской художественной культуры. Другой феномен развития русской художественной культуры заключается в том, что в ее историческом движении были пройдены все возможные варианты взаимодействия искусства и религии. В результате этого грандиозного и общезначимого взаимопроникновения сложилось несколько типов художественной культуры. Так, древнерусская художественная культура воспитана Православием и не отделима от него. Этот тип культуры соответствует историческому периоду, длившемуся с конца X по XVII век. Полное единение профессионального искусства и религии было достигнуто в те времена за счет отказа от светских форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами – зодчеством, иконописью, пением. Данный период называют культурой религиозно-художественного монолога. Ее заветы не исчезли в веках; они живы и сегодня не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих озарениях, что несут свет христианского вероучения. В XVIII – XIX вв. сложилась иная художественная культура – искусство развивалось и в церковных, и в светских жанрах в естественном для себя русле. В этот период незримое сопряжение «художественного» и «духовного» воплотилось в анализе вечных нравственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, живописи, музыки. Искусство «серебряного века» еще более страстно было устремлено к «надвременным» темам. Новый тип художественной культуры родился в результате ломки устоев российского государства после 1917 года. Атеизм, как норма мировосприятия в новых социально-политических условиях, оказал влияние на развитие художественной мысли России, но не смог изменить истинные общечеловеческие ценности Веры, Надежды, Любви, которые жили в сердцах всех выдающихся русских писателей, художников, композиторов XX века. Программа спецкурса предназначена для освоения предметной области «Мировая художественная культура» для обучающихся профильных классов социально-гуманитарной направленности общеобразовательных учреждений, в том числе лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов. Программа также может быть реализована в рамках других профильных направлений с учетом целей, задач и содержательно-тематических границ конкретных образовательных программ. Данный спецкурс преследует не только общеобразовательные цели, т.е. знакомство с особенностями русской художественной культуры и ее значением для развития мировой культуры. Его концепция сложилась как ответ на духовную ситуацию в российском обществе. Освещая принципы и социальные механизмы развития отечественной культуры, спецкурс ориентирован также на то, чтобы помочь старшеклассникам разобраться в противоречивых процессах, присущих современному российскому обществу, в котором идут столь напряженные поиски идентичности и путей модернизации в сопоставлении с духовным устроением других стран мира. Проблемное поле спецкурса охватывает: – изучение генезиса отечественной культуры, ее базисных ценностных ориентиров; – анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной ментальности; – освоение системы искусств в ее историческом развитии; – осмысление взаимосвязи литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра как проявлений закономерностей функционирования феномена художественной культуры. Цель курса – формирование у обучающихся системных знаний в области истории отечественной художественной культуры, раскрытие наиболее важных закономерностей истории русского искусства с конца X по XX век. Задачи курса: 1. Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры от древности до современности. 2. Показать эволюцию художественных стилей искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом. 3. Раскрыть национальную специфику русской художественной культуры. 4. Охарактеризовать творчество великих русских мастеров – писателей, художников, архитекторов, композиторов. История отечественного профессионального искусства (русское народное творчество рассматривается лишь в контексте общих культурологических проблем) в программе спецкурса раскрывается как органичная часть всеобщей истории и как самобытная культура. Содержание курса в соответствии с его культурологической направленностью имеет междисциплинарный характер, синтезирует элементы истории философии, религиоведения, культурологии, эстетики, социологии и собственно искусствознания (литературоведения, музыковедения, истории изобразительных искусств и архитектуры). Методологическим основанием курса является принцип историзма. В изложении материала курса доминирует принцип концептуального обобщения фактов истории культуры. Среди теоретических понятий, составляющих «рабочую нить» спецкурса, вокруг которой группируется, анализируется и обобщается исторический материал, ключевыми являются: социальная память и художественное наследие, общественное и художественное мировоззрение, художественные направления и течения, стили, школы, языки культуры и искусства, духовно-нравственные ценности, национальная и религиозная ментальность. В программе выделены основные этапы исторического развития художественной мысли России. I этап – древнерусская художественная культура, II этап – художественная культура эпохи Просвещения, III этап – классическое искусство конца XIX в. и IV этап – художественная культура конца XIX – начала XX в. В изложении обобщающих разделов спецкурса учитывались: – ведущие стилевые тенденции на каждом существенном этапе становления русской художественной культуры; – взаимосвязь отечественного искусства с геополитическим, социальным и религиозным развитием русского общества; – относительность периодизации и ее обобщенность. Тематический план спецкурса № п/п Наименование раздела и темы Количество часов Всего Лекции Практические занятия 1 2 3 4 5 1. 1.1. 1.2. 1.3. Введение в теорию и историю художественной культуры Художественная культура в системе культуры Русская художественная культура как общечеловеческая ценность Исторические этапы эволюции русской художественной культуры 6 6 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Художественная культура Древней Руси Истоки и условия формирования культуры Древней Руси Художественная культура Древней Руси IX– XI веков. Художественные открытия Киевской Руси Художественная культура Древней Руси XII – XIII веков. Шедевры культуры древнерусских княжеств Художественная культура Древней Руси XIV – XVI веков. Свет русского Предвозрождения Художественная культура Древней Руси XVII века. Искусство «бунташного» века 16 10 6 3. 3.1. 1 Художественная культура России эпохи Просвещения (XVIII век) Феномен «русской европейскости» 2 14 3 8 4 6 5 3.2. 3.3. Художественная культура России первой половины XVIII века Художественная культура России второй половины XVIII века 4. 4.1. 4.2. Художественная культура России XIX века Художественная культура России первой полвины XIX века. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи Художественная культура России второй половины XIX века. Вершины искусства пореформенной эпохи 14 10 4 5. 5.1. Художественная культура России конца XIX – начала XXвека. «Серебряный век» российских муз 16 10 6 6. Заключение. Русская художественная культура: итоговый обзор 2 2 Итого: 68 46 22 Программа спецкурса Раздел I Введение в историю и теорию художественной культуры (6 ч.) Тема 1.1. Художественная культура в системе культуры Цели и задачи спецкурса «Русская художественная культура» (РХК). Место РХК в системе дисциплин гуманитарного цикла. Методические рекомендации по изучению спецкурса. Основные источники. Сущность культуры. Духовно-смысловая концепция культуры. Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания. Материальная и духовная сферы в структуре культуры. Культура и общество. Культура и личность. Национально-культурный менталитет. Общественное самопознание. Общественное мировоззрение. Художественная культура как подсистема культуры структурный компонент духовной деятельности. Структура художественной культуры. Основные понятия теории художественной культуры. Художественное мировоззрение, художественные потребности, художественная деятельность, художественное произведение. Субъекты художественной культуры: художник, аудитория (читатель, слушатель, зритель), исполнитель, интерпретатор и т.д. Художественный метод, стиль, направление, течение, школа. Художественно-культурные смыслы, образы, ценности. Художественное наследие. Художественная культура и искусство. Искусство как подсистема художественной культуры. Функции искусства. Классификация видов искусств. Язык искусства. Тема 1.2. Русская художественная культура как общечеловеческая ценность Мировые культуры и их творческое своеобразие. Творческая личность в контексте восточной, западной и русской культур. Типологические черты русской духовности. Святость и соборность – феномены русской духовности. Антиномичность потенциалов русской духовности. Религиозные черты русской духовности. Гениальность и святость. Поиск абсолютного добра – соединения истины со справедливостью – существенная особенность творческой личности в контексте русской художественной культуры. Идеал духовного поиска и проблема цивилизации. Взаимосвязь культуры и цивилизации в России. Н. Бердяев, Г. Федотов, Н. Лосский о русской жизни и русской культуре. Национальная специфика отечественной художественной культуры. Литература и поэзия – доминирующие формы духовного творчества в России. Христианская цивилизация и русская духовность. Истина, добро, справедливость, солидарность, сострадательность – основные направления духовного поиска и развития русского художественного мышления. 1.3. Исторические этапы эволюции русской художественной культуры Историческая типология культуры. Соотношение понятий культура и цивилизация. Основные этапы в истории художественной культуры России. Проблема преемственности в культуре. Традиции и новации. Региональные варианты европейских стилей в художественной культуре России. Раздел II Художественная культура Древней Руси (16 ч.) Тема 2.1. Истоки и условия формирования культуры Древней Руси Исторические условия формирования древнерусской культуры. Славянская мифология и искусство Древней Руси. Византийские и языческие традиции в древнерусской культуре. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. Тема 2.2. Художественная культура Древней Руси IX – XI веков. Художественные открытия Киевской Руси Истоки русской художественной культуры. Образование древнерусского государства. История «выбора веры» в Древней Руси. Принятие Древней Русью греческого православия. Слияние искусства и религии – феномен древнерусской художественной культуры. Христианство как опора для развития духовности и нравственности в Древней Руси. Теория евразийской сущности русской культуры Л.Н. Гумилева. Уникальное своеобразие русской художественной культуры. Этические и эстетические идеалы Древней Руси. Архитектура. Каноны в архитектурных формах. Крестово-купольный храм, его внешнее и внутреннее убранство. Каменные храмы Киевской Руси. Живопись. Мозаика. Синтез архитектурных и живописных форм. Искусство мозаики и фрески. Сюжеты и образы храмовой живописи. Музыкальная культура. Церковное песнопение. Нотная грамотность. Киев – «матерь городов русских». Письменность. Введение кириллицы. Летописание. Грамотность и «книжность» в Древней Руси. «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Иллариона – ранний образец высокого ораторского искусства, проповедь о величии христианства и исторической роли русского народа, несущего миру духовные ценности православия. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр агиографии в Древней Руси. «Житие Антония Печерского», «Житие Бориса и Глеба» Нестора. Первые русские библиотеки. Тема 2.3. Художественная культура Древней Руси XII – XIII веков. Шедевры культуры древнерусских княжеств Особенности социально-политического устройства Древней Руси. Художественная культура феодальных княжеств. Новгородская школа архитектуры и иконописи. Владимиро-Суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы. Преображенский собор в Переславле-Залесском. Древнерусская скульптура. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерле. Фасадная пластика. Иконопись: канон, иконописные жанры, сюжеты и образы. «Слово о полку Игореве» – выдающееся произведение литературы Киевской Руси. Патриотизм – основная тема литературы, начиная с XIII века. Татаро-монгольское нашествие. Новгородская летопись «Повесть о битве на Калке». Идея сильной государственной власти в «Слове о погибели Русской земли». Тема любви к Родине в «Повести о разорении Рязани Батыем». Агиографическая литература. «Повесть о житии Александра Невского». Музыкальное искусство в Киевской Руси. Колокольный звон – феномен музыкального искусства Новгорода. Народное музыкальное творчество. Былина – наиболее самобытный народный жанр. Народный юмор. Тема 2.4. Художественная культура Древней Руси XIV – XVI веков. Свет русского Предвозрождения Рост национального самосознания русского народа. Победа над полчищами Мамая на Куликовом поле в 1380 г. Возвышение Москвы как политического и религиозного центра. Образование централизованного государства. Начало формирования общерусской культуры. Книжная культура. Книгопечатание. Архитектура. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Шатровое зодчество. Церковь вознесения в Коломенском. Художественные стили: «годуновский классицизм». Живопись. «Золотой век» древнерусской живописи. Мастера и школы иконописания (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). «Троица» Андрея Рублева. Эволюция иконописных форм. Сюжеты и образы древнерусской иконы XIV – XVI веков. Иконостас в православном храме. Древнерусская скульптура. Мелкая пластика. Ювелирное искусство. Эстетическая основа русского Предвозрождения – «многообразие в единстве». Углубление психологизма, эмоциональной сферы и творческого самовыражения в русской художественной культуры. Экспрессивно-эмоциональный стиль в литературе. Развитие агиографической литературы. Панегирическая словесность (митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Лагофет). Духовная значимость «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Развитие публицистики в литературе (Иосиф Волоцкий, Андрей Курбский, царь Иван IV Грозный). Максим Грек. «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии». Новое художественное мышление в русской литературе. «Домострой» Сильвестра. «Стоглав» церковного собора. Символико-аллегорический жанр живописи. Реалистические элементы в иконописи. Икона «Благословенно воинство небесного Царя» («Церковь воинствующая»). Предвозрозжденческие тенденции в музыке. Церковно-певческие рукописи. Певческая культура. Большой распев Федора Христианина. Демественный распев в храмовом искусстве. Традиционное одноголосое интонирование и троестроечное пение. Художественная культура русского Предвозрождения – кульминация и итог развития средневекового искусства. Тема 2.5. Художественная культура Древней Руси XVIIвека. Искусство «бунташного» века Последний век древнерусской художественной культуры. Тенденции и противоречия духовной жизни, преодоление последствий «Смутного времени». Церковный раскол и его влияние на развитие русской культуры. Секуляризация культуры. Образование и просвещение. Развитие научных знаний. Светское начало в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Художественные стили: «Нарышкино барокко», «галицинское барокко». Ярославская школа архитектуры и иконописи. Строгановская школа живописи и ремесел. Годуновская школа иконописи и традиции великой иконописи прошлого, древнерусской «классики» Андрея Рублева.. Архитектура. Церковное строительство. Каменные и деревянные шатровые храмы. «Московское барокко». Памятники церковной архитектуры в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове-Великом. Гражданское строительство. Кремлевские терема. Гостиные дворы. Русская деревянная усадьба. Живопись. Художественные школы и мастера XII века. «Обмирщение» живописи. Опыты создания теории живописного искусства (Симон Ушаков). Развитие техники иконописи. Икона в обрядах и быту. Искусство портрета – парсуна. Театральная культура. Народные зрелища. Первый придворный театр. Скоморошьи «игрища». Противоречия «бунташного» времени и рождение новой по сути литературы. Отказ от схематизированных образов мистического реализма и проявление тенденции «открытия характера» (Д.С. Лихачев) в русской Литературе. Развитие поэзии и прозы. Профессиональное стихосложение. Размежевание в литературных кругах в связи с церковной реформой Никона: грекофильская («старомосковская») и западническая («латинствующие») партии. Споры о сути преобразований. Стиль барокко в литературной среде. Роль барокко в русском искусстве. Барокко для Руси – органический стиль исторического движения. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого. «Демократическая сатира» в русской литературе («Повесть о Ерше Ершовиче», «Сказание о попе Савве», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Фоме и Ереме» и др.). Индивидуально-авторское начало в литературе XII века. «Житие» протопопа Аввакума. Двойственность художественного мышления в литературе, зодчестве, иконописи и музыке (светское начало и канонические принципы мимстического реализма) эпохи «бунташного» времени. Рождение идей свободного человека и свободного творчества в русской художественной культуре. Предпосылки освоения светских жанров в XVIII веке. Раздел III Художественная культура России эпохи Просвещения (XVIII в.) (14 ч.) Тема 3.1. Феномен «русской европейскости» Коренная смена ориентиров в развитии русской художественной культуры. Рождение феномена «русской европейскости» – качества, определяющего пути становления художественной культуры XVIII века. Приоритет европейских светских жанров в русской художественной культуре. Отодвижение древнерусских традиций на второй план. Смена средневекового миропонимания. Влияние системы просветительских взглядов – социальных, философских, эстетических, религиозных – на формирование русской художественной культуры. Тема 3.2. Художественная культура России первой половины XVIII века Россия на пути от Средневековья к Новому времени. Предпросвещение. Реформы Петра I и их социокультурное значение. Организующая роль государства в развитии русской культуры. Классицизм – ведущий стиль эпохи Просвещения. Заслуги М.В. Ломоносова в развитии классицизма. Трактовка канонов европейского классицизма на русской почве А.П. Сумарокова. Новый образ мышления, новый образ жизни. Реорганизация системы образования. Развитие русской научной мысли. Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. Журналистика и книгоиздательство. Глобальная идея российской государственности в архитектуре, живописи. Русская художественная культура первой половины XVIII века. Распад старого строя художественной жизни. Новая иерархия эстетических ценностей. Изменение состава художественных сил. Роль иностранных и русских мастеров в формировании национальной художественной школы. Архитектура – ведущая область художественного творчества. Основание и застройка Петербурга. Петербургский стиль. «Петровское барокко» Церковная и дворцовая архитектура. Гражданское строительство. Деятельность иностранных и русских мастеров в создании архитектурного облика столицы первой половины XVIII века (Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Н. Микетти, Д. Фонтана, А. Шлютер). Русское барокко середины века. Творчество Ф.Б. Растрелли, М.Г. Земцова, Л.М. Еропкина, И.К. Коробова, С.И. Чевакинского. Основные архитектурно-художественные памятники эпохи. Живопись. Русский портрет – рождение жанра. Образ человека нового времени. Русские художники-портретисты начала XVIII века (И.Н. Никитин, А.М. Матвеев). Графика. Прикладное и просветительское значение русской гравюры. Русские мастера графического искусства (А.Ф. Зубов). Скульптура. Русский скульптурный портрет. Творчество К.Б. Растрелли. Театральное и музыкальное искусство. Ассамблеи петровского времени. Всенародные торжества. Театральные представления. Балы и маскарады. Тема 3.3. Художественна культура России второй половины XVIII века Идеология русского Просвещения. Роль просветительских идей в развитии русской национальной культуры. Внутренняя противоречивость русской культуры екатерининской эпохи. Русское общественное сознание. Комиссия по составлению нового уложения. Расцвет русской публицистики. Развитие крестьянской темы в творчестве писателя-сатирика Н.И. Новикова. Первый в России независимый журнал «Трутень». Крестьянские образы в русском изобразительном искусстве XVIII века. Творчество М. Шибанова, И.А. Еремнева. Наука, искусство, образование как средства воспитания человека-гражданина. Художественная жизнь российского общества второй половины XVIII века. Основание Академии художеств. Выдающийся деятель русского Просвещения И.И. Шувалов. Классицистские установки в деятельности Академии художеств. Школа исторической живописи (А.П. Лосенко, И.А. Акимов, П.И. Соколов, Г.И. Угрюмов). Русская художественная интеллигенция. Развитие теории искусств. Собирательство. Коллекционирование. Императорский Эрмитаж. Частные коллекции. Художественные выставки, аукционы. Архитектура. Становление «просвещенного стиля». Русский классицизм. Эстетические идеалы и принципы. Рационализм, строгость, гражданский пафос. Архитектурный облик Петербурга второй половины XVIII века. Церковная и дворцовая архитектура. Строительство общественных зданий. Загородные дворцово-парковые ансамбли. Архитектурный облик Москвы. Московская городская усадьба XVIII века. Крупнейшие отечественные и иностранные архитекторы второй половины XVIII века (Ж.Б. Вален-Деламот, А. Ринальди, Ч. Камерон, Дж. Кварнеги, Н.А. Львов, В.И. Баженов, А.Ф. Кокоринов, А.В. Квасов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и др.). Изобразительное искусство. Монументальная и декоративная скульптура (Э.-М. Фальконе, И.П. Мартос, М.И. Козловский). Русский скульптурный портрет (Ф.И. Шубин). Мемориальная скульптура Ф.Г. Гордеева. Мастер русской классической скульптуры М.И. Козловский. Живопись. Академическая живопись. Портретный жанр (С.С. Щукин, М.И. Бельский, И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Театральное искусство. Рождение профессионального русского театра. Создание национального репертуара. Русская классическая драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Первый русский актер Федор Волков. Императорские театры. Любительские театральные коллективы. Крепостные театры. Музыкальная культура. Становление оперного и балетного искусства. Рождение национальной композиторской школы (Д.Р. Бортнянский, В.А. Пашкевич, М.С. Березовский, И.Е. Хандрюшкин др.). Музыкальная фольклористика. «Собрание народных русских песен с их голосами». Русский романс (О.А. Козловский, Ф.М. Дубянский). Становление светского и музыкального языка в жанре песни. Трехголосая песня в русской музыке. «Книжная песня» – новый вид вокальной музыки. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков у истоков «книжной песни». Роговая музыка – характерное явление русской национальной культуры. Русская словесность. Противоречия между идеалами эпохи и реальностью. Развитие словесности. Поэтическое творчество Г.Р. Державина. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Сентиментализм – новое литературное направление (Н.М. Карамзин). Раздел IV Художественная культура России XIX века (14 ч.) Тема 4.1. Художественная культура России первой полвины XIX века. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи Социально-политические, нравственные и эстетические основы формирования русской культуры XIX века. Общественно-политическая ситуация в России в первой четверти XIX века. События 1812 и 1825 гг. и их влияние на умонастроения российского общества. Рост гражданского патриотизма и национального самосознания народа. Социальный протест в дворянских кругах. Политическое выступление декабристов (1825г.). Декабристская лирика К.Ф. Рылеева. Художественное новаторство А.С. Грибоедова. А.С. Пушкин – чрезвычайное явление русского духа. Русский национальный характер как результат многовекового исторического развития народа в произведениях А.С. Пушкина. Духовно-нравственный потенциал творчества М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Становление эстетики русского романтизма в творчестве В.А. Жуковского. Поэтическая лирика Ф.И. Тютчева. Философские элегии Е.А. Баратынского. Пушкинский Петербург как исторический тип русской культуры. Политическая реакция и общественная оппозиция 1830-1840 гг. Духовные искания дворянско-либеральной и разночинной интеллигенции середины XIX века. Россия между Востоком и Западом: проблема выбора культурно-исторической ориентации. Художественная жизнь России первой половины XIX века. Основные направления в развитии искусства: романтизм, классицизм, историзм. Художественное образование. Академия художеств. Московское училище живописи и ваяния. Литературно-художественны салоны Москвы и Петербурга. Архитектура. Высокий классицизм. Завершающий этап эволюции русского классицизма – ампир. Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Отход от традиций русской классической архитектуры. Историзм. Обращение к художественному наследию ушедших эпох: ренессанс, барокко, готика. Выдающиеся архитекторы эпохи (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, Т. Тома де Томон, В.П. Стасов, О. Монферран). Романтизм в живописи: национальные особенности, основные жанры (портрет, пейзаж, бытовой жанр). Художники романтического направления (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин. С.Ф. Щедрин, А.Г. Венецианов). Реалистические тенденции в творчестве романтиков. Русская академическая школа живописи. «Романтизированный» академизм (К.П. Брюллов). Становление реализма в живописи (П.А. Федотов). Художественно-философские идеи в творчестве А.И. Иванова. Монументальная скульптура. Творчество скульптоов: М.И. Козловского, И.П. Мартоса, В.И. Демут-Малиновского, С.С. Пименова, И.И. Тербенева, Б.И. Орловского, П.К. Клодта. Театральная и музыкальная культура. Русские императорские театры. Реалистические тенденции в развитии музыкально-театрального искусства. Театрально-драматическое искусство. Драматургические жанры: трагедия, комедия, водевиль. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Великие актеры (Е.С. Семенова, В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов. М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов). Русский романс (А.А. Алябьев. А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев). Развитие национальной идеи в русской музыке. Рождение русской национальной оперы (М.И Глинка. А.С. Даргомыжский). Петербургский балет. Плодотворный диалог разных художественных стилей в русском искусстве первой половины XIX века – важный шаг к вершинам мировой культуры. Тема 4.2. Художественная культура России второй половины XIX века. Вершины искусства пореформенной эпохи Социально-политическая ситуация в России XIX века. Реформа 1861-1874 гг. и дальнейшая демократизация культурной жизни страны. Влияние народничества на развитие русской культуры. Вера в «особый путь» России. Русское либеральное движение (К.Д. Кавелин). «Почвеннические» теории, неприятие капиталистического западного образа жизни, развитие общественно-философских идей, возвышающих роль национального самосознания (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров). Русская литература пореформенных десятилетий как феномен европейской художественной культуры XIX века. Исключительная правдивость и высокодуховность русской словесности. Лидер народнической поэзии «печальник горя народного» Н.А. Некрасов. Роль творчества А.Н. Островского в развитии реализма в области драматургии. Творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гениальный русский писатель Ф.М. Достоевский. Общественно-философская и нравственная значимость произведений Ф.М. Достоевского. Великий русский писатель-реалист Л.Н. Толстой – основоположник российского нигилизма. Идея патриотизма и гуманизма в творчестве Л.Н. Толстого. Явление А.П. Чехова в русской художественной культуре. Архитектура. Неостили. Русско-византийский стиль. Архитектурные формы и потребительский вкус. Псевдорусский стиль. Застой в развитии зодчества. Скульптура. Реалистические тенденции в творчестве русских скульпторов (П.К. Клодт, М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин). Изообразительное искусство пореформенного периода. Публицистичность, реалистическая оценка явлений действительности – общие черты живописи и литературы пореформенного периода. Изменение общественной функции живописи – правдивое отражение социальных проблем, мыслей и чувств представителей разных сословий. Отражения мира бедности, угнетенности, бесправия в творчестве выдающегося мастера В.Г. Перова. Товарищество передвижных художественных выставок. Идеология передвижничества (И.Н. Крамской, В.В. Стасов, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский, В.В. Верещагин, В.Д. Поленов). Творчество И.Е. Репина – вершинное достижение в русской живописи XIX века. Русские пейзажисты (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан). Морально-философские проблемы в творчестве Н.Н Ге. В.И. Суриков – гениальный живописец, выразитель зрелого исторического мышления, сформировавшегося в 80-е годы XIX в., в российской культуре. Творчество В.М. Васнецова – важный шаг к новым художественным течениям XX века. Музыкальная культура. Расцвет русской оперной и симфонической музыки (П.И. Чайковский, А.М. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин). Музыкальные салоны и творческие объединения. «Могучая кучка» и ее роль в формировании русской композиторской школы. Проблема народности – центральная тема для эстетики «кучкистов». Музыкальный театр. Музыкальное образование в России. Театральное и драматическое искусство. Малый (Москва) и Александрийский (Санкт-Петербург) театры. Театральная драматургия (А.В. Сухово-Кобылин, А.Н. Остовский, А.К. Толстой). Русские актеры: М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др. Раздел V Художественная культура России конца XIX – начала XX века (14 ч.) Тема 5.1. «Серебряный век» российских муз Конец XIX – начало XX в. – переломная эпоха в социально-политической и духовной жизни России. Духовные искания творческой интеллигенции рубежа XIX – XX веков. Развитие научно-технической мысли. Развитие просвещения и образования. Рост книгоиздательского дела и периодической печати. Публичные библиотеки. Кинематограф. Интеграция и демократизация науки. Научные общества. Индустриализация России. Бурное развитие естественных и технических наук. Основы современной аэродинамики Н.Е. Жуковского. Основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский – «Ломоносов XX века». Направления развития экологии, биогеохимии, биохимии, радиогеологии. Теория «ноосферы» В.И. Вернадского. Разработки в области ультразвука крупнейшего физика П.Н. Лебедева. Вклад в рождение теории относительности, астрофизики, квантовой теории. Мировое признании достижений русской науки. Присуждение Нобелевских премий физиологу И.П. Павлову, естествоиспытателю И.И. Мечникову. Важная черта развития культуры рубежа веков – интенсивное развитие гуманитарных наук. В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Н.А. Рожкова и др. Религиозно-культурный ренессанс философской мысли (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, И.А. Ильин, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.). Философский сборник «Вехи». Материалистические позиции в философских трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, М.Н. Покровского. Предчувствие социальных катаклизмов. Загадки, противоречия и целостность «серебряного века» России. Единство искусства «серебряного века». Сочетание реалистических традиций XIX века и новых художественных направлений. Кризис эстетики, критического реализма. Символизм как «стиль эпохи». Истоки русского символизма. Особенности художественного языка. Символизм в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве. Поэты-символисты «первой волны» (З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский). «Младосимволисты (А. Белый, А.А. Блок, Вяч. И. Иванов, композитор А.Н. Скрябин). Поэтический акмеизм (Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова). Поэтический футуризм (В. Хлебников, В.В. Маяковский). Основные направления художественных поисков в изобразительном искусстве. Художественные объединения, салоны, кружки. Московские художники 1890-х годов (А.Е. Архипов, С.В. Иванов, А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров, И.И. Левитан). Русский импрессионизм (К.А. Коровин). Родоначальники русской живописи XX: В.А. Серов и М.А. Врубель. Художественное объединение «Мир искусства». Эстетические принципы «мирискуссников». Идея «культурности», отрицание прозы жизни, аристократизм, ретроспективизм. Особенности живописного языка, синтез искусств, декоративизм. Творчество А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, Е.Е Лансере, М.В. Добужинского и др. «Союз русских художников» и «Мир искусства» – две концепции обновления художественной культуры. Музей Александра III (Русский музей). «Голубая роза» и символистское движение в живописи 1900-1910гг. Русский авангард – становление нового художественного направления (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, П.Н. Филонов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.). Скульптура. Традиции и новации в творчестве русских скульпторов рубежа веков (Р.Р. Бах, П.П. Трубецкой и др.). Монументальная и станковая скульптура. Архитектура. Обновление архитектурных стилей. Русский модерн – новый тип в развитии синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства. Неорусский стиль. Неоклассицизм. Театральное искусство. Поиск путей обновления русского театра. Основание Московского художественного театра. Проблемы театральной режиссуры и актерского мастерства. Деятельность К. С. Станиславского. Новые формы драматургии. Пьесы А. П. Чехова и М. Горького на сценах московских и петербургских театров. Новые тенденции в театральной режиссуре (В.Э. Мейерхольд). Музыкальная культура. Традиции новации в русском музыкальном искусстве рубежа веков. Эстетика музыкального модернизма. Творчество русских композиторов различных эстетических ориентаций (Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. А.Н. Скрябин, И.А. Стравинский). Новаторство музыкального стиля С.С. Прокофьева. Вершина русской музыки «серебряного века» – творчество С.В. Рахманинова. Органическая связь музыки С.В. Рахманинова с исконно русскими духовными традициями, русской природой, образом Родины. Русский музыкальный театр. Петербургский балет. Русские балетные сезоны в Париже. Раздел VI. Заключение (2 ч.) Русская художественная культура: итоговый обзор развития. Характерные национальные особенности русской художественной культуры. Судьба художественного наследия России: футурологические прогнозы, концепции развития. Место русской художественной культуры в общемировом культурном процессе. Проблема сохранения культурной самобытности России. Список литературы Общий раздел Словари, справочники, энциклопедии 1. Власов В.Г. Изобразительное искусство: Большой энциклопедический словарь. В 8 т. – СПб.: Лита, 2000. 2. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. В 2-х т. – СПб.: Кольна, 1995 – 1997. 3. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: Икар, 1993. 4. Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам / Пер. с нем. – 2-е изд.– М.: Стройиздат, 1999. 5. История мировой и отечественной культуры: методология исследования историко-культурного процесса. Библиографический указатель литературы. 1984-1994 / Сост.В.А. Щученко и др. – Спб.: СПбГУКИ, 1999. 6. Камлинг Р. Художники. Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. – М.: СЛОВО/SLOVO, 1999. 7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половине 220 вв.: Опыт энциклопедии. – М.:БРЭ, 1995. 8. Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах. – СПб.: Новый Геликон, 1998. 9. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997. 10. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. Мелетинский. – М.: БРЭ, 1992. 11. Партина А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. – М.: Стройиздат, 1994. 12. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство: В 2-х т./ Гл. ред. В.М. Полевой. (Репринт 1986г.). – М.: БРЭ, 1999. 13. Русские художники: Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука, 2000. – 864с. 14. Русский балет: Энциклопедия. – М.:БРЭ, 1996. 15. Славянская мифология: Энциклопедия. – М.: Эллис лак, 1995. 16. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Пер. с англ. – М.: Крон-Пресс, 1996. 17. Энциклопедия российских праздников /Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. 18. Энциклопедия русской живописи: русская живопись XIV – XX вв. – М.: Олма-Пресс, 1999. 19. Энциклопедия символизма: Живопись. Графика. Скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. – М.: Республика, 1998. 20. Краткая литературная энциклопедия. – М.. 1962-1978. – Т. 1 – 9. 21. Словарь философских терминов / Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – XVI. 22. Социология: Словарь-справочник. – М., 1990. – Т. 1 – 3. 23. Эстетика: Словарь. – М., 1989. Альбомы, путеводители 1. Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. – 2-е изд. – М.: Изобразительно искусство, 1997. 2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Иконы, фрески и картины русских художников. – Минск: Белфакс, 1997. 3. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж. – М.: Искусство, 1992. 4. Государственная Третьяковская галерея: История и коллекции. – М.: Искусство, 1989. 5. Государственный музей изобразительных искусств: Путеводитель по картинной галерее. – М.: Изобразительное искусство, 1987. 6. Государственный Русский музей, Ленинград: Живопись XII - начала XX веков. – М.: Изобразительное искусство, 1982. 7. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Альбом / Сост. И.А. Антонова. – М.: Изобразительное искусство, 1988. 8. Картинная галерея: Государственный Эрмитаж. Путеводитель. – Л.: Аврора, 1991. 9. Русская лаковая миниатюра: Альбом-антология / Сост. И.А. Некрасова. – М.: Согласие, 1994. 10. Русское искусство XV – XX веков из фондов Государственного Русского музея. – Л.: Художник, 1989. 11. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. – М.: ГТГ, 1994. Учебники, учебные пособия 1. Бартеньев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. 2. Воронцов Д.Д., Маслов А.П. Русское искусство в вопросах и ответах: Учебное пособие. – СПб.: Симпозиум, 1997. 3. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 1993. 4. Искусство: Живопись, скульптура, архитектура: Кн. Для учителя: В 3 частях / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1987-1989. 5. История русской архитектуры: Учебник / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб.: Стройиздат, 1994. 6. Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Языки русской культуры, 1997. 7. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учебное пособие. – М.: Владос, 1998. 8. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 1991. Введение в теорию и историю художественной культуры 1. Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Научный Центр проблем диалога, 1993. 2. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1988. 3. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств: Проблемы эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. – СПб: Мифрил, 1994. 4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985. 5. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. 6. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. – М.: Изд-во МГУ, 1999. 7. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры (Пять лекций) / Межд. институт «Открытое общество». – Самара, 1996. 8. Каган М.С. Музыка в мире искусств. – СПб.: Ut, 1996. 9. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 1997. 10. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. – М.: Наука, 1999. 11. Классическое наследие и современность / Под ред. Д.С. Лихачева. – Л., 1981. 12. Ерасов Б.Е. Социальная культурология : Пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект-Пресс, 1996. Художественная культура Древней Руси 1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. 2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М., 1974. 3. Асеев Ю.Э. Архитектура Древнего Киева. – Киев, 1982. 4. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993. 5. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. – М., 1962. 6. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии, 1990, № 1– 2. 7. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – М., 1994. 8. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. – Л., 1972. 9. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М.: Ладомир, 1995. 10. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993. 11. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. –Л., 1975. 12. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр лот истоков до середы XVIII века. – М., 1957. 13. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской православной церкви: сущность, система, история. – Нью-Йорк, 1978. 14. Глухов А.Г. Мудрые книжники Древней Руси. От Ярслава Мудро до Ивана Федорова. – М.: Экслибрис-пресс, 1997. 15. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Книга первая. – М., 1996. 16. Зеньковский В.В. История философии. В 4-х ч., Ч. I. – Л., 1991. 17. История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. – М., 1979. 18. История русской музыки. В 10 т., Т. 1. Древняя Русь XI – XVII века. /Автор Ома Ю.В. Келдыш. – М., 1983. 19. История русской литературы X – XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1980. 20. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. – М.: Школа-Пресс, 1994. 21. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 1996. 22. Левашова О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. Т.1. – М., 1972. 23. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под. Ред. В.В. Кускова. – М.: Высшая школа, 1994. 24. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. – СПб.: Алетейя, 1997. 25. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII веков: Эпохи и стили. – Л., 1973. 26. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М. – Л., 1970. 27. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971. 28. Малков Е.В. Древнерусское деревянное зодчество. – М.: Муравей, 1997. 29. Малков Е.В. Древнерусское каменное зодчество. – М.: МГУК, 1999. 30. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. – М., 1991. 31. Мень А. Радостная весть. – М., 1991. 32. Музыкальная эстетика России XI – XVIII веков / Сост. Текстов, переводы и общая вступительная статья А.И. Рогова. – М., 1973. 33. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – М.: Наука, 1984. 34. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л., 1973. 35. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1962. 36. Путь на Маковец. Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого / Сост. Н.В. Давыдова. – М., 1993. 37. Рапацкая Л. А. Художественная культура Древней Руси. – М., 1995. 38. Рапацкая Л.А. «Четвертая мудрость»: О музыке и культуре Древней Руси. – М.: Музыка, 1997. 39. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVII вв. – М.: Владос, 1997. 40. Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3-х вып. / ИРЛИ РАН. – Л.: Наука; СПб.: Дмитрий Буланин, 1988 – 1998. 41. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – Изд.2-е. – М., 1971. 42. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – Нью-Йорк, 1959. 43. Философия русского религиозного искусства XVI – XX вв. Антология /Сост., общая ред. И предисловие Н.К. Гаврюшина. – М., 1993. 44. Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. Т. 9. – М., 1972. 45. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусства // У водоразделов мысли. Т.1. – Париж, 1985. 46. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII века. Т. 1 /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М., 1994. 47. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XV – XVII веков / Отв. ред. В.В. Бычков. – М.: Ладомир, 1996. 48. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – М.: Владос, 1997. Художественная культура России эпохи Просвещения (XVIII век) 1. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. – М., 1951. 2. Валицкая А.П. Русская эстетика. XVIII век. – М., 1983. 3. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. – М., 1978. 4. Власов В.Г. Архитектура «Петровского барокко»: Эпоха. Стиль. Мастера. – СПб.: Белое и черное, 1996. 5. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки – Л., 1959. 6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Книга вторая. – М., 1996. 7. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1994. 8. Екатерина Великая, Русская культура второй полвины XVIII века: Каталог выставки. – СПб.: АО «Славия-Интербук», 1993. 9. Екатерина II. Сочинения. – М., 1990. 10. Из истории русской культуры. Т.4. XVIII – начало XIX века / Сост. А.Д. Кошелев. – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. 11. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. 12. История русской музыки. Т.2. XVIII век. Часть первая. – М, 1984; Т.3. XVIII век. Часть вторая. – М., 1985. 11. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. История русской музыки. Т. 2. XVIII века. – М., 1984. 13. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. – М., 1987. 14. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. – Л., 1968. 15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб.: Искусство. – СПб, 1994. 16. Малая история искусств. Искусство XVIII века / общ. Ред. А.М. Кантора. – М., 1977. 17. Очерки русской культуры XVIII века. – М., 1985-1996. Ч. 1– 4. 18. Проблемы русского просвещения в литературе XVIII века. – М.– Л., 1961. 19. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. – М.: Владос, 1995. 20. Русский классицизм второй половины XVIII – началаXIX века / Отв. ред. П.П. Поспелов. – М.: Изобразительное искусство, 1994. 21. Русская поэзия XVIII века. / Вступ. Статья и сост. Г.П. Макогоненко. – М., 1972. 22. Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII – XIX веков. – М.: Владос, 1997. 23. Рязанцев М.В. Русская скульптура второй половины XVIII – начала XIX вв.: проблемы содержания /НИИ теории и истории изобразительного искусства. – М., 1994. 24. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. – Л., 1935. 25. Шуйский В.К. Строгий классицизм. – СПб.: Белое и Черное, 1997. 26. Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. – М., 1951. Художественная культура России XIX – начала XX века Художественная культура России XIX века 1. Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение – М., 1989. 2. Алексеева Г.Д. Народничество в России XIX века. – М., 1990. 3. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. – Л., 1979. 4. Алешина Л.С. и др. Русское искусство XIX – начала века XX века. – М.: Искусство, 1972. – (Памятники мирового искусства. Вып. 5). 5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. 6. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. – 3-е изд. – М.: Республика, 1999. 7. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 8. Бородин А.П. Критические статьи. – М., 1982. 9. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности. / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. – М., 1982. 10. Генрих Семирадский: Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1997. 11. Из истории русской культуры. Т.5. XIX век / Сост. А.Д. Кошелев, Б.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. 12. Куликова И.С. Русская живопись XIX века. – М.: Райт, 1997. 13. Маковский С. Силуэты русских художников. – М.: Республика 1999. 14. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. – М.: Галарт, 1994. 15. Очерки русской культуры. XIX век. Т.1. Общественно-культурная среда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 16. Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX века: Вопросы понимания времени. – М.: Искусство, 1997. 17. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторический очерк. – М.: Искусство, 1989. 18. Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. – М.: Наука, 1996. 19. Русская художественная культура второй половины XIX века: Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. – М.: Наука, 1988. 20. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1991. 21. Русский неоклассицизм: Архитектура. Альбом / Авт.-сост. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. – М.: Галарт, 1998. 22. Сарабьянов. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 23. Смирнов В.Г. Россия в бронзе: Памятник тысячелетию России и его герои. – Новгород: Русская провинция, 1993. 24. Соловьев К.А. «Во вкусе умной старины…»: Усадебный быт российского дворянства второй половины XVII – первой половины XIX века. – СПб.: Нестор, 1998. – 95с. 25. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. – М.: Искусство, 1991. 26. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1,2. – СПб., 1991. 27. Художественные проблемы культуры второй половины XIX века / Под ред. Г.Ю. Стернина. – М.: Наука, 1994. 28. Яковкина Н.И. История русской культуры. Первая половина XIX века. – СПб.: Лань, 1998. Художественная культура России конца XIX – начала XX века 1. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. – Л. – М., 1966. 2. Белый А. На рубеже двух столетий. – М. – Л., 1930. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1970. 4. Брюсов В.Я. Из моей жизни. – М., 1927. 5. Григорьев С.Л. Балет Дягилева: 1909 – 1929. – М.: А.Р.Т., 1993. 6. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. – М.: Наука, 1999. 7. Иванов Вяч. И. Чюрленис и проблемы синтеза искусства // Собр. Соч. Т.3. Брюссель, 1971. 8. История русской музыки. Т. 9. Конец XIX – начало XX века. – М., 1994. 9. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. – М., 1983. 10. Мейерхольд В.Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы. Т. 1. – М., 1968. 11. Наков А.Е. Русский авангард. – М.: Искусство, 1991. 12. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М.: Владос, 1996. 13. Русская литература XX века. Ч.1. – М., 1972. 14. Русская поэзия начала XX века. Антология русской лирики первой четверти века. – М., 1991. 15. Русский модерн. Архитектура / Авт.-сост. Е.А. Борисов, Г.Ю. Стернин. – М.: Галарт, 1997. 16. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М.: Наследие, 1999. 17. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. – Л., 1963. 18. Фокин М.М. против течения. – Л. – М., 1962. 19. Шестакова Н. Первый театр Станиславского. – М.: Искусство, 1998.

Штатскую одежу тебе надо, да порванее.

Оно отражалось на лицах невольников, которые считали Пойндекстера источником своего счастья или несчастья всемогущим, почти как Бог.

Он покинул мой дом уже после полуночи поздний час для путешествия.

Я сознавал, что иду на верную смерть.

Это "Звонки на телефон прослушать и скачать"сплетение нитей выглядит очень угрожающе.

Она кивнула, и свет кивнул вместе с ней.

Мы боги, и нам нужна погода, подходящая для драмы.

Оказывается, только одна Атропос может выполнять эту работу; сместить ее никак нельзя, ибо это приведет к нарушению старых традиций, и к тому же противоречит "План границ земельного участка"нескольким пунктам инструкции о порядке найма и "Игры для мальчиков бесплатно приключения"увольнения.

Предполагается, что прибор Банзы позволяет путешествовать между вселенными в своем собственном теле.

Прикажи своему трусливому сердцу не трепетать от страха, победи "Скачать фильм на телефон андроид"этого мошенника Фрике, а после ты сможешь сказать, что честно завоевал принцессу Скарлет, завоевал навсегда!

Затем начал водить "Я хочу рассказать вам о…" вокруг лучом фонаря.

Если следовать логике часовых, то для того, "Маленький принц" чтобы проникнуть на военную базу, "Мать Тьма" необходимо сделать операцию по перемене пола.

Я отрицательно покачал головой, потом повернулся и отошел от "Сказки Андерсен" него к "ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности" тому месту, где пыль лежала толстым слоем на досках пола.

Только и слышишь, что "Синдикат" страна в опасности.

В назначенное время они "Пират против всей галактики" с Вулфером Д'Амбри вошли в аккуратный кабинет, где на одинаковом "Псевдоним" расстоянии друг от друга стояли три удобных "Сортовой каталог плодовых ягодных и овощных культур России" кресла, а на полу лежал восточный ковер приглушенных "Хрестоматия по переводу Английский язык" янтарно-розовых тонов.

Нетрудно вспомнить, как однажды твои речи и твоя страстность убедили меня, Джек.

Позже я "Академия вампиров. Кровные узы. Книга 2. Золотая лилия" пришлю тебе ванну и чистую "скачать песню балабама" одежду.

Остров Мертвых медленно, но "Первый день" верно погружается в Ахерон.

Она была "Русский язык без репетитора. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Орфография" неплоха на вкус, холодная и чуть-чуть отдавала "Ночь нежна" мхом.

Она терпеть не могла "игра химик алхимик играть" процесса вставания, но, уже встав, позволяла дню "скачать игры на нокию н9" начаться и продолжать "Лекции по зарубежной литературе" без пропусков регулярный процесс "девчонка скачать картинку" событий.

Подумай над загадками, которые скрыты "Первый год малышки/бархат" здесь.

Да, новые станции строились, но.