М.В. Глебова ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ И СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Проблемы религиозной культуры, как одной из масштабных и влиятельных сфер духовной жизни современного российского общества, представляют серьёзный интерес для национально-государственной системы образования. В последние годы на представительных форумах российской интеллигенции всё чаще звучит мысль о том, что Россия переживает кризис духовного здоровья нации. Ситуация духовного кризиса общества усугубляется различными факторами: разрушением базовых ценностей христианской культуры, экспансией неорелигиозных учений, модернизационными процессами в экономике, образовании, манипулированием общественным мнением при помощи СМИ, целенаправленным навязыванием асоциальных эталонов поведения. Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, ибо без человека, его душевного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие «жизнь» теряет смысл. За последние годы существенно деформировалась система духовного воспроизводства общества и, прежде всего, в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования. Просчёты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объёмов финансирования образовательных учреждений, но, прежде всего в непродуманной модификации целей и ценностей образования. Понимание образования как фактора духовной безопасности нации обусловлено его важнейшей ролью в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности. Именно образование формирует целостный «образ» человека, сохраняет специфику отечественной культуры, обеспечивает духовную самобытность народа, и, в конечном счёте – экономическую и геополитическую независимость страны. Поэтому образование призвано быть национальным по содержанию и характеру (К.Д. Ушинский). «Культурное самостояние» (И.А. Ильин) есть залог величия народа и независимости бытия. Игнорирование духовных оснований национальной культуры особенно опасно в условиях общественных трансформаций. На одном из международных семинаров, проводимых в рамках ЮНЕСКО, отмечалось, что важнейшей из основных причин угасания творческого потенциала народа является угасание интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки слоя интеллигенции, чуждой своему народу, его истории, традициям, культуре. Следовательно, развитие национального образования, ориентированного на отечественную историю и культуру, – ведущая предпосылка активизации творческого потенциала нации, концентрации её духовных ресурсов. Сказанное означает, что в современных условиях крайне актуальной становится задача поиска новых целевых установок образовательной деятельности, переосмысление таких фундаментальных категорий как «образование», «культура», «национальная система воспитания», связанных с культурологически ориентированной концепцией модернизации существующей системы образования. Итак, для нас сегодняшних и для нас завтрашних – образование есть абсолютная ценность всех времён и народов. Само образование необходимо рассмотреть через призму национальных традиций и идеалов, что и составит философию образования. Объективный социально-исторический анализ опыта позволяет утверждать: российское общество является носителем безусловных ценностей в образовании. Ценностные ориентиры, с известной долей условности, можно выстроить в три ряда. В первый ряд входит семья – основа родового строительства нации. Семья – «духовный очаг» и школа «духовно-религиозной, национальной отечественной традиции» (И.А. Ильин). Всякое духовно-нравственное воспитание начинается в семье: здесь закладываются основные культурологические принципы, образ жизни, эталоны поведения. Второй ряд составляют идеалы общественные: нация, государство, общественный строй. В этом ряду школа рассматривается как среда, благодаря которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; условия формирования национального самосознания. И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с нравственными понятиями, символизирующими духовное совершенство личности в «сближении с Богом». Образно эти понятия можно назвать Истина, Добро, Красота, Любовь. Школа, сберегающая и культивирующая эти ценности, поможет духовно-нравственному становлению соборной личности, обладающей целостным знанием, развитым интеллектуальным потенциалом и национальным самосознанием. В сущности, забота школы состоит в воспитании глубоко нравственного человека, а нравственность неотделима от Бога, или, говоря светским языком, от понимания иерархичности человеческого бытия. Видимо, здесь надо ещё много думать о том, как строить и «подавать» взаимосвязь религии и культуры в процессе обучения и воспитания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает чрезвычайную значимость. Проблема реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях в контексте национально-государственной политики в сфере образования имеет, на наш взгляд, несколько путей решения. Прежде всего, на современном этапе необходимо осмысление задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как одной из приоритетных в деле национальной безопасности страны. Речь, главным образом, должна вестись не только об обсуждении недостатков текущей образовательной практики и возможных путях их устранения, сколько о выявлении возможностей и правильной постановке задач образования в контексте новых реалий. Важно представить систему теоретических и практических взглядов и положений, которые могли бы послужить базой для координации усилий всех субъектов образовательной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сказанное означает, что цель состоит не столько в описании происходящего, сколько в выработке некоторых общих положений, выводимых из существа процессов, протекающих в системе национально-государственного образования с учётом общецивилизационных процессов в образовании. Следующий путь. Разработка и последовательная реализация культурологической концепции, рассматривающей систему образования в целом (среднее, среднее специальное, высшее образование). Определение целей, конкретизация функций образовательных учреждений с учётом характерных особенностей и традиций отечественной системы образования и воспитания. Традиции подлинного образования в России изначально связаны с духовностью и православием. Православие укрепило и освятило в русской душе стремление к целостности, придало ему высший духовный смысл. Для того чтобы лучше понять сущность природы национального образования, необходимо сформулировать его принципы. Попытаемся определить некоторые из них. Принцип «воспроизводства традиционных ценностей», или «единства типа впечатлений». Что этот принцип означает? То, что все «образующие впечатления» системы образования восходят к традиционным ценностям: к своей истории, православной культуре, природе, национальной психологии, народной педагогике. Русская всеобъемлющая культура – прежде всего, а уже затем изучаются культуры других народов. Смысл русского образования – духовное становление человека в процессе развития, гармонии его отношений с миром. Оно по преимуществу предназначено для воспроизводства православного типа духовности. Принцип целостности. Педагогическая деятельность всегда осуществляется как целостный процесс, в котором все его компоненты находятся в сложном взаимодействии и движение каждого из них подчинено общим закономерностям. «Лучшая школа есть не та, которая расширяет горизонтальные курсы, прибавляя к одним предметам новые; лучшая та, которая их суживает и в то же время углубляет» – писал В.В. Розанов в «Сумерках просвещения». Идея целостности – великолепный содержательный задел для современного образования. Основная интуиция русской философии: цельный человек может существовать только в целостном мире, становление такой целостности и есть смысл бытия. Духовная основа не сводится к какому-то одному конкретному проявлению – ни к рассудку, ни к чувству, ни к вере самим по себе, но является живым единством всех сторон. Теперь несколько слов о содержании образования. Школа должна давать человеку целостные системные знания, учить свободно и независимо мыслить. Фундаментальность и целостность образования способствуют упорядоченности мозаики опыта, формируют научное и религиозное мировоззрение, развивают интеллектуальные силы личности. Философия и религия, наряду с другими гуманитарными дисциплинами и естествознанием, – совершенно необходимая составная часть любого разумного содержания образования. Философия призвана научить искусству мыслить не только самостоятельно, но и правильно (И. Кант). Религия доставляет нам необходимое знание об абсолютном сущем. Наука – это система достигнутых знаний о наблюдаемых явлениях действительности. Три умственных области знания: наука, религия, философия – не только не исключают друг друга или заменяют одна другую, но, напротив, все три одинаково необходимы для полноты наших отношений к существующему или полноты нашего знания. Теоретические потребности человеческого духа, которые лежат глубже формальной потребности разумного мышления, могут быть удовлетворены только совместным действием этих трёх степеней знания. Целостное знание больше, чем наука. Оно достигается высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это, прежде всего интуиция, т.е. непосредственное чутьё истины, которая угадывает, прозревает её, пророчески предвидит там, куда не проникает научный способ познания. Эта интуиция всё более (в последнее время) занимает внимание философии. Она-то ведёт нас в другую, высшую область духа – т.е. религию. Уникальные возможности для формирования духовно-целостной личности (через систему ценностей и жизненных смыслов) позволяют рассматривать гуманитарное образование как важнейшую предпосылку воспроизводства культуры народа. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы с ним глубоко связаны. Поэтому православная культура – одна из важнейших в России областей социально-гуманитарного знания. Изучение православной культуры способствует формированию у школьников адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Приобщение детей и молодёжи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, являются необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Данный аспект в содержании отечественного образования – это глубоко нравственная и духовная основа жизни отдельного человека и всего общества в целом. Наша история показывает, что взаимодействие школы и церкви создаёт основу для духовного становления личности, позволяет человеку познать в себе благочестие. В связи с этим встаёт проблема преодоления противоречия между свободой вероисповедания и несвободой изучения христианской религии и православной культуры. Таким образом, гармония знаний составляет то содержание, которое могло обеспечить решение образовательных задач. Уверена, что опора на религию, особенно на русское православие, ускорит наше движение к духовному обновлению общества. Что же сделать для того, чтобы целесообразно построенное содержание образования было воспринято и усвоено молодым поколением? Разрешение этого вопроса видится в организации психологически богатой совместной деятельности педагогов и учащихся. Здесь речь должна идти об образовательной технологии, построенной на принципах сотворчества учителя и ученика, сочетания православной и светской традиции, русской культуры с достижениями других народов, рационального и чувственного познания, гуманитарного и естественного знания. Развитие национально-государственного образования в России осуществляется совместными усилиями субъектов образовательной деятельности всех уровней. При этом региональные модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в результате реализации сформулированных идей могут обеспечить динамичную, гибкую и внутренне устойчивую систему образования, ориентированную на историко-культурные особенности России, её современные и перспективные потребности. Вместе с тем различные варианты региональных подходов в решении данной проблемы будут способствовать возрождению самобытности российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. В заключении сделаем несколько выводов. Исторический опыт показал, что для России любые попытки отказа от традиционных основ жизнеустроения, механического заимствования чужого опыта чреваты морально-этической деградацией общества, упадком духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное становление человека основано на православной культуре во всех формах её проявления. Решение обозначенной проблемы возможно только в рамках комплексного, системного подхода. Данный подход может быть реализован в региональной системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Системность деятельности определяется взаимосвязью всех компонентов системы. Прежде всего это разработка теоретико-методологической основы духовно-нравственного воспитания – православной культуры и педагогики в различных аспектах: культурно-историческом, нравственно-этическом, этно-культурном. В содержании образования, на наш взгляд, безотносительно к конкретной социокультурной ситуации, должны быть представлены три взаимосвязанных блока, в которых отражены: знания, эмоции, вера. Наука, религия, философия – три формы целостного знания. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания образования, соответствующего целостному знанию, а также отдельных учебных курсов, интегрированных программ учебных предметов. Следующий компонент системы предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня. Следует выделить как приоритет включение духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Системный подход к духовно-нравственному воспитанию предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию деятельности различных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении взаимодействие государства и Русской Православной Церкви, воцерковление детей и молодёжи. Есть совершенно очевидные возможности расширить контакты Церкви и системы образования в России. Это, прежде всего борьба с неоязычеством, противодействие потоку всевозможных псевдорелигиозных, псевдодуховных учений, движений и т.д. Региональная система духовно-нравственного воспитания включает также экономические и управленческие аспекты. Организационный аспект отражает создание различных типов национально-ориентированных учебно-воспитательных учреждений: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, факультетов вузов. И в заключении ещё раз подчеркнём. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытности российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Сотни краснокожих местных жителей пеонов8, работающих в миссии и на рудниках, расхаживают взад и вперед, а их жены и дочери сидят на корточках на земле.

Как же он удивился и обрадовался, когда обнаружил, что они растянулись и ослабли!

Две дуэли в один день, два раненых противника и оба друзья генерала.

Люди быстро сновали взад и вперед от фургона к дверям дома и затем обратно к фургону.

Через "Образцы трудовых договоров Составление..." некоторое время Пойндекстер вернулся, и Джек взял дымящуюся чашку, которую он принес.

Фрости-Снеговик, "Химия. "Методы познания в химии". Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ" без тени "Шведский язык Базовый курс" улыбки ответил Римо.

По телу от сердца разлилось "Микроэкономическая статистика" тепло, и Джек ощутил покалывание, обострившее все его чувства.

Коллеги "Штурмовик Хеншель Hs 129" не слишком уважали его.

Ветерок донес до него аромат, "Мумия и Тролль. Малышка и Карлссон-3" похожий на запах цветов.

Мне говорили, "В поисках защитника" что в кульминационные моменты своих проповедей он часто сильно краснеет и "Видно переучился" брызгает во все стороны слюной и что "С французским по Европе" иногда он подвержен приступам конвульсий, "Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах" за которыми следуют потеря сознания и странные взрывы эмоций.