Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в условиях муниципалитета:
опыт комплексного решения проблемы
(на примере г. Прокопьевска Кемеровской области)

В статье рассмотрены основные пути развития муниципальной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Описан практический опыт комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях социально-педагогической среды муниципалитета.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета, определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны характерно не только для России, оно становится сегодня мировой тенденцией.

Духовность – онтологически обусловленное состояние, переживаемое им целостно, состояние, в котором концентрируются все человеческие смыслы. Именно духовность является вектором сохранения и развития человечества.

По оценкам западных экспертов, в современном глобальном мире ни один из таких факторов, как технологическое доминирование, благополучная экономика, прямое политическое влияние в полной мере на укрепление авторитета государства не работает. Расширение мирового влияния напрямую связывается с усилением «мягкой мощи» государства, ядро которой составляют образование, наука, национальные культурные традиции, общественная мораль, спорт, средства массовой информации.

Сегодня ни одна страна не может войти в число высокоразвитых или удержаться в этой группе, не наращивая собственную «мягкую силу». В глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек как нигде больше способен чувствовать себя человеком.

Невыраженность базовой системы ценностей, объединяющих россиян в единую историческую, культурную и социальную общность, закономерно приводят к тому, что Россия даже в глазах большинства своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, более половины наших соотечественников не ощущают себя гражданами своей страны постоянно, а каждый шестой – практически никогда не ассоциируют себя с россиянами.

Причина сложившегося положения в том, что пока всё ещё не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством. В обществе остро ощущается недостаток единых принципов и правил жизни, нет объединяющих нацию смысложизненных ориентиров.

Известно, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям – не только материальным, но и духовным. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, национально-культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе растёт интерес к отечественной истории, русской культуре, к нашим корням. Это, безусловно, связано с поиском путей духовного возрождения России.

В редакции Закона РФ «Об образовании» 2007г. духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. В аспекте воспитания они рассматриваются как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.

В настоящее время речь должна идти о постановке ключевой задачи для современного отечественного образования: оно должно стать универсальной формой становления и развития собственно «человеческого в человеке». Быть не только ресурсом социального производства, но, прежде всего, быть подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Профессионально грамотное и нравственно ответственное решение этой задачи как раз и составляет подлинное содержание всего многообразия духовно-нравственного воспитания наших детей, подростков и молодёжи.

Для раскрытия сути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходима содержательная определённость понятий «духовность» и «нравственность», которые определяются средствами понятийного аппарата философии, эстетики, педагогики, психологии, богословия и других наук. В современной педагогической теории в последнее время обращается всё большее внимание на возможность символического истолкования понятий наряду с традиционными научными терминами. При этом многими исследователями справедливо подчёркивается, что символизация составляет неотъемлемую часть понимания, является ценностно-смысловой формой исследования педагогических феноменов.

Особенно ярко данная тенденция проявляется в области теории духовного воспитания, что обусловлено рядом причин: во-первых, оно имеет онтологическую сущность, осмысление которой невозможно без привлечения понятийного аппарата философии («дух», «истина», «смысл жизни», «творчество», «любовь», «совесть», «сострадание» и др.); во-вторых, феномен духовного воспитания содержит в себе множество смыслов; в-третьих, выявление его сущностных характеристик с аксиологических позиций происходит с учётом духовного опыта разных людей; в-четвёртых, духовность и духовное воспитание, как подчёркивали религиозные философы (Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, В.С. Соловьёв др.), принципиально неопределимы, для их исследования не подходят однозначно трактуемые термины; в-пятых, феномен духовного воспитания в силу своей принадлежности к миру идеального не поддаётся изучению на основе традиционного естественнонаучного подхода.

Таким образом, при описании феномена духовного воспитания, всякая точная дефиниция будет отражать какую-либо сторону исследуемого объекта и препятствовать его рассмотрению как целостности. Тем более непродуктивно использование формально-логических способов определения понятий при рассмотрении педагогической сущности феномена «духовное воспитание».

Наиболее плодотворный путь выработки методологических основ духовного воспитания – обращение не к терминам и определениям, а к смысловой интерпретации понятий в рамках «понимающего» подхода в педагогике.

Философский взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, рассматривает духовность как устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения.

В.В. Зеньковский говорит о духовности как о творческой силе в человеке. Духовная жизнь, по его мнению, заключается в стремлении к абсолютному и бесконечному, что является сердцевиной личности и источником ее саморазвития.

Под духовно-нравственным воспитанием в современной педагогике понимается процесс содействия духовному и нравственному становлению личности, формированию у него: а) нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, любви к красоте, любознательности, познавательного отношения к миру, чувства любви к истине); б) нравственного облика (терпения, милосердия, отзывчивости, верности слову, жертвенности); в) нравственной позиции (способности к различению добра и зла, желания делать добро, готовности к преодолению жизненных испытаний).

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве, при их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Иначе говоря, духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный и творческий потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Очевидно, что для обеспечения результативности в работе по духовно-нравственному воспитанию порастающего поколения необходимо решить целый ряд задач по координации деятельности различных социальных институтов, интеграции задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в существующие социальные, оздоровительные и педагогические программы.

Масштаб муниципального образования, муниципальной социально-территориальной единицы, является оптимальным в осуществлении всего комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Именно на уровне муниципалитета сочетаются властные полномочия, организационные и средовые факторы и возможности, благодаря которым город как социально-территориальная единица становится основным звеном решения любой социально-педагогической задачи.

Базовым нормативным правовым актом в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в г. Прокопьевске является муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске на 2008-2011 годы», утверждённая решением Прокопьеского городского Совета народных депутатов.

Цель Программы – многократно повысить эффективность работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, обеспечить развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из институтов гражданского общества.

Муниципальная программа реализуется при поддержке ГосНИИ семьи и воспитания РАО, отделения «Русская национальная школа и образование» Петровской академии наук и искусств, департамента образования и науки Кемеровской области, Центра национального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

В качестве основных направлений Программы выделены:

  • Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.
  • Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
  • Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
  • Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социально-гуманитарные программы.
  • Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
  • Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и высшего профессионального образования.
  • Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.
  • Социальное служение и благотворительные акции.
  • Cовершенствование подготовки и повышение квалификации кадров (системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты) по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.
  • Подготовка молодежи к воинской службе, попечение о воинах, забота о ветеранах войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов.

Духовно-нравственное воспитание должно обладать высоким уровнем комплексности, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, право­вую, педагогическую. Чтобы объединить усилия различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, необходима единая муниципальная политика в области духовно-нравственного воспитания населения города и соответствующая этой политике муниципальная система духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, способная скоординировать и консолидировать эту многоплановую работу.

С этой целью в г. Прокопьевске в соответствии с распоряжением Администрации города от 26 марта 2007г. № 648 создан Координационный совет по муниципальной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске на 2008-2011 годы».

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций каждого ведомства, организаций как состав­ляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики.

Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по ор­ганизации и проведению духовно-нравственного воспитания, развитие и совершенствование форм и ме­тодов воспитания с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания направлено на утверждение духовно-нравственных ценностей в сознании жителей города, активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, целенаправленное и творческое использование позитивных возмож­ностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при актив­ном участии соответствующих социальных и государственных институтов.

Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение включает организацию исследова­ний в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результа­тов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обо­гащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством вклю­чения в него культурно-исторического, этического и других компонен­тов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных на­ук.

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различ­ного уровня в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи г. Прокопьевска.

Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске», привлечение бизнеса к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания населения города.

В реализации Программы выделены два основных этапа.

Первый этап – 2007-2010 гг. нацелен на стабилизацию воспитательной системы в городе и создание условий для перехода в режим её поступательного позитивного изменения.

Второй этап – 2010-2011 гг. – предусматривает переход в режим стабильного функционирования институтов воспитания за счёт обеспечения позитивного социального фона развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в городе.

На первом этапе реализации программы, в 2007-2008 гг., кафедрой социологии Кемеровского государственного университета по заказу МУ «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» проведено социологическое исследование с целью изучения отношения педагогической общественности, родителей и учащихся к проблемам духовно-нравственному воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

В исследовании приняли участие 6182 респондента, из них родителей – 4535, педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учреждений – 1333, представителей администрации образовательных учреждений – 209, старшеклассников – 314.

Результаты исследования показали единодушную озабоченность родителей и педагогов состоянием проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Меньшую степень осознания такой проблемы показали школьники. Респондентами была отмечена заинтересованная установка работы администрации города и школ в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Одобрительную оценку дали 92 % административных работников, 64 % педагогов, 71 % родителей, 70 % старшеклассников.

Результаты ответов на вопрос о необходимости усилить практику организации духовно-нравственного воспитания мероприятиями и занятиями с целью изучения православной культуры показали: большинство взрослых одобряют такую идею (работники администрации – 58 %, педагоги – 50 %, родители – 54 %). За такие занятия высказалось 69 % старшеклассников. Все респонденты предлагали основной принцип организации таких занятий: добровольности и адресности.

Серьезное влияние на молодежь, по мнению респондентов, оказывают клубы, учреждения культуры (это отметила половина педагогов, с чем согласилась половина сотрудников администрации школ), различные религиозные организации (православная церковь, представители мусульманской конфессии, баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты и т. п.), отдельные инициативные личности, волонтеры и «все понемногу». Самое большое значение участники опроса отвели деятельности Русской Православной Церкви (работники администрации – 36 %; педагоги – 31 %; родители – 30 %, старшеклассники – 45 %). В целом результаты исследования показали высокое влияние Русской Православной Церкви на духовную жизнь прокопчан (работники администрации – 41 %; педагоги – 34 %; родители – 32 %. старшеклассники – 58 %).

Большинство родителей и школьников определили влияние средств массовой информации на духовное и нравственное развитие молодёжи как отрицательное и высказалось за необходимость изучения основ православной культуры в образовательном учреждении на основе свободного выбора, определив проблему духовно-нравственного воспитания как актуальную для современного общества.

Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях города осуществляется изучение предмета «Основы православной культуры», «Русская философия», «История религии», спецкурсы «Почитание родителей», «Русская душа», «Светочи России».

В системе общего образования г. Прокопьевска в течение нескольких лет осуществляется эксперимент по внедрению культурно-исторического подхода как методологии процесса обучения и воспитания, в основе которого, в частности, лежат идея русской национальной школы и принципы христианской педагогики.

В городе открыты муниципальные экспериментальные площадки на базе школы № 17 им. Кирилла и Мефодия, гимназии № 72 (русской культуры), Центра развития ребёнка – детского сада № 100 «Незабудка» по данным направлениям.

В период подготовки к реализации Программы более 50 педагогов города прошли курсовую подготовку в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. В 2009-2010 учебном году в 22 общеобразовательных школах города (55%) осуществляется обучение школьников предмету «Основы православной культуры» на факультативной основе за счет часов вариативной части учебного плана. Курс «Основы православной культуры» в школах преподают 30 педагогов высшей и первой квалификационной категории.

С 2006 года в городе проводятся муниципальные конкурсы: конкурс творческих работ учащихся «Золотые купола», конкурс сочинений «Русское слово», посвящённый разработке темы: «Подвижники Земли Русской», которые пользуются большой популярностью у учащихся, педагогов, родителей. На конкурсы ежегодно представляется свыше 600 сочинений, стихотворений, былин, эссе, прикладных творческих работ.

В муниципальной системе образования г. Прокопьевска реализуется сетевой проект перехода образовательных учреждений на профильное обучение социально-гуманитарной направленности в рамках комплексной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи города. Создано городское методическое объединение учителей, преподающих курс «Основы православной культуры», научно-методический совет по вопросам реализации духовно-нравственного компонента в содержании образования в рамках отделения «Русская национальная школа и образование» Петровской академии наук и искусств.

В целях информационной поддержки реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске» создан информационный ресурс (сайт в сети Интернет: dnv-prk.info).

В городе ежегодно проводятся Дни славянской письменности и культуры, городские Кирилло-Мефодиевские чтения при участии Администрации города, Прокопьевского городского Совета народных депутатов, управлений образования и культуры, Департамента образования и науки Кемеровской области, Кемеровского государственного университета, Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ, общественных организаций.

Ежегодная городская научно-практическая конференция школьников «Старт в науку» традиционно посвящается великим датам в истории России, выдающимся достижениям отечественной науки (250-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского, 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого, 135-летию со дня рождения С.В.Рахманинова, 185-летию со дня рождения И.С. Аксакова, 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, 175-лентию со дня рождения Д.И. Менделеева и др.).

В 2008 году в г. Прокопьевске была проведена I городская олимпиада по духовной культуре. В ней приняли участие более 150 учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений города. Основная цель олимпиады – пропаганда знаний об истории и культуре России, интеллектуальной развитие и духовно-нравственное просвещение детей.

В рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2009г. учреждена номинация «Духовно-нравственные ценности в воспитании и образовании». По итогам анализа инновационной практики и опыта духовно-нравственного воспитания в муниципальной системе образования Координационным советом подготовлены к изданию три сборника материалов в серии «Духовно-нравственное воспитание», опубликовано свыше 20 статей.

Как фактор положительного влияния комплексного подхода в духовно-нравственном воспитании молодёжи в г. Прокопьевске следует отметить возросший уровень взаимодействия муниципальной системы среднего общего и высшего профессионального образования. Среди совместных научно-исследовательских, творческих, профессионально-педагогических мероприятий управления образования и филиалов высших учебных заведений – научно-практические конференции школьников, студентов, молодых учёных, совместные методические семинары, конкурсы, дискуссионные клубы. Заметно расширилось и углубилось взаимодействие филиалов КузГТУ, ТГУ, КемГУ, МГОУ в г. Прокопьевске с общеобразовательными учреждениями города в сфере духовной и интеллектуально-творческой деятельности.

В социально-педагогической инфраструктуре по духовно-нравственному воспитанию и развитию молодёжи ведущее место занимает семья. Семья несла и несёт основную нагрузку в формировании личности ребёнка. Как главнейший вклад семьи в духовно-нравственное становление молодёжи следует отметить воспитание девушек как будущих матерей и хранительниц семейного очага, способных передавать своим детям нравственные ценности, а также воспитание у юношей мужественности, неприятия культа физической силы, привития им стремления к высоким достижениям в труде и к созданию полноценной семьи, ответственности по выполнению воинского долга защиты Родины. Поэтому одним из ведущих направлений реализации Программы является пропаганда положительного опыта семейного воспитания через средства массовой информации, широкое привлечение социально-перспективных семей к реализации муниципальных программ и проектов.

К перспективным направлениям реализации муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в г. Прокопьевске» в 2009-2011 гг. относятся следующие:

1. Создание ресурсного центра современных телекоммуникационных систем на базе управления образования с целью формирования единого интерактивного информационного пространства в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в г. Прокопьевске.

2. Проведение мониторинговых исследований эффективности реализации комплексной программы духовно-нравственного воспитания с целью интеграции духовно-нравственного содержания в действующие на городском уровне социальные, педагогические, оздоровительные программы.

3. Внедрение на муниципальном уровне системы грантовой поддержки исследовательской и проектной деятельности по духовно-нравственной проблематике в общеобразовательных учреждениях, вузах.

4. Проведение согласованной информационной политики муниципальных средств массовой информации в освещении вопросов духовно-нравственного воспитания.

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания в условиях муниципалитета осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов, использование современных инновационных методов и средств, технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры, как отдельной личности, так и молодёжи г. Прокопьевска в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъём, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация интеллектуального и творческого потенциала горожан, повышение уровня нравственной воспитанности подрастающего поколения.

Литература

1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Изд-во СВБ, 1993.

2. Лузина, Л.М. Символ и метафора в онтологической модели воспитания (постановка проблемы). Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства [Текст]: тезисы участников и программы Летней научной школы / Л.М. Лузина. – Тверь, 2005.

3. Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание: основные подходы к проблеме [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции «Национально-патриотическое воспитание молодёжи средствами духовной культуры» / Т.И. Петракова. – Рязань: РГПУ, 1999.

4. Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад [Текст]. – М., 2007.

5. Соловцова, И.А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И.А. Соловцова // Педагогика.– 2008. –

По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы» (23-24 марта 2010г., г. Кемерово).

Не знаю почему, но у меня появилось предчувствие, а может быть, и тайное ""желание, чтоб эта ""незнакомка оказалась моей попутчицей.

Изъездив этот участок вдоль и поперек, он, по-видимому, решил отказаться от своего намерения и, сердито пришпорив коня, умчался в сторону Леоны.

Офицеры между тем пришли к ""заключению, что полковник Шредер совершенно спятил.

Ну, ""мы решили, как только начнут русские палить, то нашему капитану Етцбахеру капут, И действительно, как только русские начали стрелять, мы всадили ""в него этак с пяток пуль.

Один "Скачать стратегии полные версии безплатно"час, ответил Амбри, сжимая ее руку так, словно он никогда "Скачать игру max payne"не собирался ее отпускать, а потом мы "Женские письки крупным планом видео"назначим следующую встречу.

Нигде не было видно ни морского "Рок прослушать и и скачать"берега, ни одинокой скалы, где находился грот жилище великана, сраженного рукой нашего славного "Лимп бизкит скачать"рыцаря.

Шум машин на автостраде стих, "Скачать happy english 5 класс"и когда Джейн спорила с Проктором, ее резкий голос отчетливо "Карты навигационные скачать"доносился сквозь шорох травы.

Неустрашимый Экскалибур "Гроза островский книги скачать"отвечал на атаки столь же энергично и искусно.

У Холли-хауза он расплатился с "Access самоучитель скачать"водителем и позвонил в дверь, "Скачать футажи рамки"даже не оглянувшись.

Оказалось, это какой-то стерженек длиной дюйма два, вроде бы металлический.