Россия отказалась от участия в ежегодном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS, которое проводилось в нашей стране с 1995 года. Об этом 17 марта сообщил исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Дирк Хастедт (Dirk Hastedt).

В Рособрнадзоре эту информацию подтвердили и сообщили, что участие России в международных исследованиях качества образования от ОЭСР и IEA приостановлено «в связи с многосторонними санкциями в отношении РФ». Ведомство совместно с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся «по модели PISA» с 2022 года без участия ОЭСР.

‍‍«В течение трёх последних лет российские специалисты досконально изучили этот инструмент измерения и могут обеспечить возможность продолжать мониторинг системы образования с помощью полностью аналогичного инструмента», – цитируют «Ведомости».
TIMSS проходит каждые четыре года среди учащихся 4-х и 8-х классов из 67 стран. Участникам предлагается решить ряд заданий, при помощи которых оценивается уровень подготовки школьников по математике и естественным наукам, а также их способности применять знания на практике. Благодаря тому, что исследования проводятся в двух возрастных группах с четырёхлетним интервалом, специалисты IEA могут следить за изменениями в динамике.

‍В 2019 году в исследовании участвовали около 8 тысяч российских школьников из 49 регионов. Тогда наша страна заняла 6-е место в мире по качеству математического образования. С 2007 года РФ традиционно входила в десятку лидеров.

‍Согласно информации с сайта Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Россия готовилась к проведению TIMSS-2023: в 2021-2022 годах были проведены все необходимые предварительные мероприятия. Однако Рособрнадзор сообщил, что финансирование международных исследований перенаправили «на поддержку национального формата оценки качества образования».

‍В 2022 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановила членство России в трёх международных программах оценки качества образования: PISA, которая оценивает учебные достижения 15-летних школьников в математике, естественных науках и читательской грамотности, TALIS – исследовании уровня подготовки учителей и PIAAC – оценке компетенций взрослого населения.

‍Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин выразил сожаление, что в будущем невозможно будет сопоставить результаты российских школьников и учащихся других стран. При этом он заявил, что накопленный опыт позволяет нашим учёным самостоятельно проводить подобные исследования. Он уверен, что найдётся некий альтернативный вариант, поскольку «понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо».

14 марта 2023 года Россия вышла из европейской научно-технической программы «Эврика» (EUREKA – European Research Coordination Agency). Это международный проект для повышения эффективности научно-технического и экономического сотрудничества государств-участников. Проект „Эврика“ является совместной программой европейских стран в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Он был создан в 1985 году, имеет 41 полноправного члена, включая Евросоюз. Россия вошла в состав «Эврики» в 1993 году.
Вместе с тем Рособрнадзор предложил проверять школы на «добросовестность» в целях повышения их мотивации к выполнению требований государства в области качества образования.

Среди критериев «добросовестности» – отсутствие нарушений по итогам проверок и производств по делам об административных правонарушениях, а также участие школы в проведении аккредитационного мониторинга.

Такая проверка будет исключительно добровольной, по заявлению самой школы, подать которое может как государственная, так и частная учебная организация, работающая больше трёх лет.

По материалам https://www.vedomosti.ru/