Позже, в ХVIII- ХХ вв., широкое распространение получила так называемая научная картина мира, берущая свое начало в средневековых спорах, через постепенную критику и развитие религиозной картины мира, и идущую в европейской интеллектуальной ситуации с ХV века. Эта онтология – или картина мира - легла в основу нового идеала знания и новой системы образования. Как известно, один из родоначальников современной педагогики, Ян Амос Коменский, был активным участником «протестантского интернационала», с позиций которого формулировал новые цели, содержание и методы образования. В этой картине мира, которая носила ярко выраженный деятельностный и исторический характер, важнейшим становится процесс накопления знаний и развития деятельности на основе новых инструментов и средств. Меняются представления о человеке: ведущая роль теперь отводится Ученому и Инженеру - с его достижениями и открытиями. Эти слова теперь пишутся с большой буквы, потому что именно ученый и инженер, помогая друг другу создают «вторую природу», новую среду и новое качество жизни человечества, именно они представляют, как устроен мир, могут на него влиять и улучшать.
В середине ХIХ возникают модели современного исследовательского университета и высшей инженерной школы. Любой студент четко понимает, какое место в общей системе знания занимают те или иные предметы и дисциплины, зачем их изучать. Эта картина мира и опирающаяся на нее модель образования доминировала до середины ХХ века и сегодня является ведущей в сфере образования. Уберите ее - и вся последовательность учебных программ, вся логика учебного процесса и его содержательная основа просто рухнут. Онтология также оказывает важнейшее воспитательное влияние на любого специалиста и профессионала. Ведь в ней есть ясные ценностные моменты: не только ответ на вопрос что нужно знать, но и норма того, что можно и нужно делать, а чего, напротив, делать нельзя.
У нас в СССР эту функцию – картины мира - долгие годы выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая ли она или плоха; важно, что картина мира была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и отношение человека к природе, и представления о самом человеке, и логика конкуренция мировых сил. Был исторический материализм, диалектический материализм и даже «химическая форма движения материи». Основные представления марксизма, разработанные в середине ХIХ века, как известно, опирались на достижение современной Марксу науки и философии. Ряд последователей Маркса «причесали» его гегельянство и сделали экономическое и политическое учение своего учителя более позитивистким, в соответствии с духом и веяниями своей эпохи. Это была настоящая онтология – стройное представление о том, как устроен мир. Конечно, критика Маркса на Западе шла с момента появления его первых работ, но и заслуг его в развитии и углублении исторической и деятельностной картины мира никто не отрицал. С падением СССР марксизм как картина мира был выброшен. А новая версия картины мира не сложилась. Слишком долго Советский Союз оставался закрытым обществом, в которое не проникли отголоски современных философских споров или проникли в извращенной форме «критики современных буржуазных учений». Без сомнения, кризис марксизма почти не повлиял на научную и инженерную компоненту онтологии. Она продолжала существовать, и представители научно-инженерного сообщества даже первое время радовались тому, что избавлены от необходимости сдавать основы марксисткой философии на кандидатских экзаменах, и от идеологического давления со стороны райкомов и горкомов партии. Однако, это была Пиррова победа: будучи отделенной от общего социально-философского мировоззрения и системы ценностей, научная и инженерная деятельность неминуемо вырождается в недальновидный технократизм. Какие могут быть инструменты без ценностей? Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир? Содержание образования все больше напоминает популярные комиксы. Общесистемный кризис научной и деятельностной картины мира, проявляющийся, в том числе, в нарастании так называемых экологических проблем, в частном случае стран, возникших на развалинах СССР, дополняется специфическим кризисом деятельностной и исторической онтологии марксизма. В итоге - хаос в головах. Вместо содержания образования - набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами и новостями. Какое в этих условиях может быть образование? Образование – это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию, «идеологического», как сейчас говорят - но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума. Мы не понимаем, в каком мире мы живем.
Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт при Правительстве России по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров.
по-испански воскликнул Дос "Timequake" Сантос.
Оказалось, что "Коктейли Илл. энциклопедия" он находится в какой-то "Йога" пещере.
Если тень это Кот, то "КВ Котенок по имени Гав" Билли не хотел "Медея и ее дети" бы промахнуться и выдать "Атака на результат Продажи В2В" себя.
Лежу я ночью и думаю "Социология" про Слинсби.
Гниение зашло настолько далеко, "Избранница герцога" что копыта отделились "Оценка качества жизни в ревматологии" гораздо легче, чем он ожидал.
Самое "Продолжайте совершенствовать свой англ." главное, что я тот самый принц.