Левчук Д.Г.,Потаповская О.М.

Предоставлено: Фонд духовной культуры и образования "Новая Русь"

Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России

"Надо твердо помнить, что все пережитое

нашим народом окажется напрасным,

а сами мы станем предателями и изменниками

великого русского дела, если не сделаем

должных выводов из горького опыта,

доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.

Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий

подаст нам силы на духовную брань,

чистую жизнь и благие дела!"

Митрополит Санкт-Петебрургский

и Ладожский Иоанн

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными:

- христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма;

- педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности;

- целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

- любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения;

- интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий "духовность", "нравственность", "добродетель"; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, "общечеловеческих" ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в "общечеловеческом смысле", - сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. "Гуманистические плоды" демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении "безбожного" XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

Можно отметить также, что по данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических?

Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

В России разрушительные последствия жизни без Бога - социального эксперимента ХХ века - и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Об этом шла речь на VI Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Москве в декабре 2001 года. Собор был посвящен теме "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох". В выступлении на Соборе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла отмечалось, что каждому народу принадлежит право выбора цивилизационной модели, основанной на культурно-исторической, религиозной традиции и право отождествления с выбранной моделью государственной идеологии. Это необходимо, когда в практику жизни активно внедряются достижения Западной Цивилизации, да и то в искаженном виде. На самом деле современные Западные цивилизационные модели имеют духовные корни: сегодня в США - 91% верующих (из них более 85% христиан), в Западной Европе более 75% верующих. Нам же, по существу, навязывается очередной чисто "модельный" вариант бездуховной цивилизации. Это хуже, чем программы МВФ для осуществления экономических реформ в России. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.

"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания

Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности [1]. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере [2]. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

Само слово "религия" буквально переводится с латинского как "святыня", "набожность", "благочестие" - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими [3]. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане - к апокалипсису.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала секулярной, вне- и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.

Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Один из русских церковных писателей XX века так говорил об этом: "За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху" [4]. С болью верующего сердца завершает этот писатель свои размышления вопросом: "Как же дать современным людям хотя бы почувствовать крестный путь грешной нашей души к Богу?" Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина [5].

Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства.

Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, [6] формированию у него - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),

- нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),

- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются: 1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов. 2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (вкючающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

Характеристика системного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим и кратко охарактеризуем семь основных аспектов системы духовно-нравственного воспитания:

1) Содержательный аспект системного подхода предполагает решение первых указанных нами проблем - разработки методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях современного секуляризованного окружения.

Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге направлено на - воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, искусстве, науке;

- интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;

- воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования а) на уровне отдельного учебного курса, б) в виде "сквозной" составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное; дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации. 2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей, подростков, молодежи.

3) Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как "питания" не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень системного подхода к духовно-нравственному воспитанию предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, обеспечение активизации и поиск новых форм участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи на традиционной основе.

5) Организационно-политический аспект. Учитывая сложность решения проблемы на федеральном уровне, более перспективным представляется сегодня выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на уровне региональном, в рамках регионального компонента образования. На основе существующих и вновь подготовленных нормативно-правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ по духовно-нравственному воспитанию. Сегодня в регионах есть политические силы и определенные ресурсы для осуществления мер по духовно-нравственному воспитанию на уровне областей, городов, муниципальных центров.

На этапе подготовки региональных социально-педагогических программ возможно проведение общенародного Референдума по вопросу духовно-нравственного воспитания на традиционных для России православных основах.

6) Экономический аспект системного подхода дает возможность изыскания средств на реализацию комплексной программы духовно-нравственного воспитания из различных источников, включая федеральный и региональные бюджет, а также иные источники финансирования: в первую очередь - целевые фонды развития духовно-нравственной культуры и образования.

7) Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания детей и молодежи позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия. Это необходимо в условиях, когда ни одна из действующих структур не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.

Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи на уровне региона. Усилиями Фонда духовной культуры и образования "Новая Русь" разработана такая Программа, основанная на лучших традициях отечественной педагогики, научных разработках и практическом опыте, с учетом тенденций развития современного регионального образования, особенностей культурно-исторического и социально-экономического развития регионов России.

Цель и задачи Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в российском регионе

Целью программы является формирование и развитие региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России в традициях отечественной православной культуры.

Для достижения указанной цели решаются задачи организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческие задачи

- Нормативно-правовое,

- Финансово-экономическое,

- Организационное обеспечение создания и функционирования системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионе.

Управление Программой включает в себя координацию действий различных региональных структур: органов законодательной и исполнительной власти, учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты. Предполагается создание специального органа управления Программой - Регионального Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. А также создание в регионе научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и региональной группы по экспертизе программ духовно-нравственного содержания.

II. Информационно-просветительские задачи

- Формирование общественной заинтересованности в реализации Программы, - Информирование и просвещение общественности и специалистов региона.

III. Содержательные задачи - Научно-методическое обеспечение Программы, - Разработка системы мер по включению духовно-нравственной компоненты а) в практику семейного воспитания в регионе,

б) региональную систему общественного дошкольного воспитания,

в) систему начального и общего среднего образования детей и подростков,

г) региональную систему дополнительного образования,

д) систему среднего-специального и высшего образования в регионе. - Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания.

Система мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионе

1. Нормативно-правовое обеспечение

Программа предусматривает подготовку и принятие региональных законодательных материалов по реализации системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а именно: постановлений правительства региона, документов департамента образования, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания. Важным моментом в создании нормативно-правовой базы Программы является заключение соглашений о сотрудничестве органов региональной исполнительной власти, управления образования с епархиальными структурами Русской Православной Церкви (во многих регионах такие соглашения уже существуют). В число мероприятий по нормативно-правовому обеспечению включены разработка и утверждение на региональном уровне программы совместных действий органов исполнительной власти, управлений и учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, церковных приходов, общественных организаций региона. 2. Финансово-экономическое обеспечение

Среди мероприятий Программы по этому разделу - определение объема, источников финансирования; решение вопросов финансирования и экономического обеспечения с учетом этапов, масштабов и сроков развертывания Программы в регионе.

3. Организационное обеспечение

Организационный механизм реализации Программы определяется ее официальным региональным статусом и учитывает тенденции регионального развития, а также сложившиеся к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания в регионе. Одной из первых организационных мер по обеспечению реализации Программы является создание Регионального Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию. В функции Координационного совета войдет уточнение перечня мероприятий по созданию системы духовно-нравственного воспитания в регионе, сроков их выполнения и объемов финансирования, а также координация Программы и обеспечение контроля за ее реализацией и целевым использованием финансовых средств.

Главными исполнителями программных мероприятий являются региональные Управления образования, культуры, здравоохранения, Епархиальное управление Русской Православной Церкви, научные, образовательные, методические учреждения региона. Органы управления

- разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ и необходимых затрат по каждому мероприятию;

- организуют создание опорных зон и экспериментальных площадок на базе медицинских, образовательных, социально-просветительных учреждений региона для апробации программно-методических материалов и внедрения духовно-нравственной компоненты в воспитательно-образовательную практику.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Уровень духовно-нравственной культуры современного российского общества необходимо предполагает сопровождение Программы системой мер информационно-просветительского характера. Целью этих мер, как уже отмечалось, является формирование заинтересованности проблемой, подготовка к включению в реализацию Программы специалистов и населения региона, пробуждение личной и общественной инициативы. Существенная роль в просветительской части Программы духовно-нравственного воспитания отводится пропаганде средствами массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей, добродетельного, благочестивого образа жизни. Возможно придание просветительской направленности ведущейся в большинстве регионов работе по православному краеведению: создание телепередач и публикаций о региональных святынях, досточтимых людях края с привлечением подлинных исторических материалов, архивных документов.

Планируется представление в СМИ подробной информации о целях, задачах, ходе реализации региональной Программы. Увидеть преимущество отечественных традиций духовно-нравственного воспитания поможет создание в региональной печати, на телевидении, радио постоянно действующих рубрик с привлечением православных педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры и искусства.

Просвещение населения, в первую очередь родителей, возможно посредством - организации лекториев по духовно-нравственному воспитанию, - выпуска листовок и других печатных материалов для родителей, - открытие православной психолого-педагогической консультативной службы. Содержательной базой просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания могут стать получившие положительную экспертную оценку программы, разработанные специалистами Санкт-Петербургской Медицинской академии постдипломного образования, Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г. Москва), Психолого-медико-социального центра "Феникс" (г. Москва).

Духовно-нравственное просвещение различных категорий специалистов региона реализуется через

- проведение семинаров совещаний по Программе,

- распространение информационно-просветительских материалов,

- подготовку и проведение в регионе курсов повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию для работников образования, здравоохранения, культуры.

5. Научное обеспечение реализации Программы

В задачу научного обеспечения реализации Программы входит доработка и обобщение существующих проектов Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта Концепция станет основным документом, определяющим идеологию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современной России, а также методологической базой проведения научных исследований, разработки нового поколения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры.

6. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную практику семейного воспитания

Система программных мероприятий по решению этой задачи направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.

Процесс интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания включает в себя три этапа:

1) просвещение родителей,

2) организацию совместной деятельности семей,

3) совместное воцерковление семей.

На первом этапе, помимо создания уже упомянутых лекториев для родителей, необходимо издание и распространение книг из серии "Семейное духовно-нравственное воспитание", открытие библиотечек духовно-нравственной педагогической литературы и книжных лавок для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства. А также представление лучшего опыта семейного воспитания в региональных средствах массовой информации, педагогических учебных заведениях, семейных объединениях.

Второй этап работы с семьями предполагает создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов и активизацию деятельности по объединению семей.

На третьем этапе при систематическом духовном окормлении воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями возможно создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений.

7. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную систему общественного дошкольного образования

В контексте Программы основной задачей региональной системы дошкольного образования является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.

Включение духовно-нравственной компоненты в общественное дошкольное образование региона предполагает

1) разработку на основе имеющихся программно-методических материалов содержания и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников для интеграции в действующие комплексные программы, а также - в практику работы государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

2) создание рекомендаций по оснащению предметно-развивающей и игровой среды дошкольных образовательных учреждений в традициях отечественной православной культуры;

3) разработку регионального компонента содержания духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

4) утверждение на региональном уровне "Положения о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом образования" (с добавлением параграфа об этноконфессиональном компоненте); придание статуса ДОУ с этнокультурным русским компонентом образования ряду детских садов и УВК региона и реализация в них духовно-нравственного воспитания в этнокультурном аспекте.

8. Обеспечение доработки и включения духовно-нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования

Система программных мероприятий по доработке и включению духовно-нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования ориентирована на то, что основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются

- содействие формированию у школьников целостного православного мировоззрения,

- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей,

- духовно-нравственная профилактика развития пороков, прививка детям и подросткам духовного и нравственного иммунитета.

Содействие решению обозначенных задач предполагает отбор и использование в школах региона лучших программ православно-ориентированного содержания по общеобразовательным и факультативным курсам. Предполагается также разработка новых программ курса по основам православной культуры и методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания в общеобразовательные учебные предметы, в первую очередь, гуманитарного цикла.

Программа предусматривает коррекцию регионального компонента содержания образования, обогащение его духовно-нравственных аспектов, разработку региональных учебных пособий по основам православной культуры, православному краеведению.

9. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную систему дополнительного образования

Основными задачами духовно-нравственного воспитания детей и подростков в сфере дополнительного образования является содействие развитию активного нравственного и культурного сознания воспитанников средствами науки, искусства, физической культуры и спорта.

Программные мероприятия направлены на доработку существующих и создание новых православно-ориентированных программ дополнительного образования с учетом региональной специфики.

Планируется создание новых направлений в системе дополнительного образования (православное краеведение, духовный театр, православные молодежные военно-патриотические объединения), налаживание взаимодействия системы дополнительного образования с православно-ориентированным социокультурным окружением региона. 10. Включение духовно-нравственной компоненты в систему среднего-специального и высшего образования региона

Специфика духовно-нравственного воспитания и образования учащейся и студенческой молодежи заключается в необходимости

- интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования,

- систематического духовного просвещения по наиболее актуальным вопросам современной жизни,

- развития навыков духовной безопасности, - содействия формированию нравственной, профессиональной и жизненной позиции молодежи.

Исходя из этого, предполагается доработка существующих и создание новых программ основных и специальных курсов духовно-нравственного содержания с учетом специфики региона и опыта преподавания православно-ориентированных дисциплин в колледжах, училищах, вузах.

Программные мероприятия включают также организацию конкурсов научных студенческих работ по духовно-нравственной, православной культурологической тематике; проведение совместных научно-практических конференций студентов вузов и духовных школ; установление специальных стипендий и грантов на разработку духовно-нравственной проблематики.

Планируется разработка региональных подпрограмм досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности, организация трудовых и социально-благотворительных молодежных акций.

Необходимо продолжение ставших уже традиционными систематических встреч учащейся молодежи с представителями духовенства, авторитетными православными деятелями науки, культуры, искусства. А также - возрождение доброй традиции отечественного образования - существования церковных общин и домовых храмов в стенах учебных заведений.

11. Подготовка, повышению квалификации и переподготовка педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания. В системе программных мероприятий по решению задачи подготовки педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания предполагается:

- создание и внедрение учебных курсов духовно-нравственного содержания для студентов педагогических училищ и вузов региона;

- интеграция духовно-нравственного культурологического содержания в действующие программы педагогических и методических дисциплин училищ и вузов.

Программные мероприятия по повышения квалификации и переподготовки педагогов включают:

- проведение региональных научно-практических педагогических конференций, семинаров, "круглых столов" по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением крупных ученых, православных деятелей культуры, представителей духовенства;

- разработку с учетом региональной специфики и проведение курсов повышения квалификации различных категорий педагогов (руководителей образовательных учреждений; специалистов психологической и методической служб; учителей-предметников; преподавателей духовно-нравственных дисциплин; воспитателей; педагогов системы дополнительного образования; преподавателей училищ и вузов; священнослужителей и катехизаторов).

- Составление методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для различных категорий педагогов, организация методических объединений и постоянно действующего в регионе методического семинара. - Проведение ряда открытых мероприятий на базе региональных базовых площадок по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию православно-ориентированных общеобразовательных и специальных дисциплин.

Программа предлагает также организацию регулярные встреч педагогов региона с духовенством, педагогическое паломничество по святым местам края и России. Отметим, что в данной брошюре мы представили систему мероприятий Региональной программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи лишь в общих чертах. В подготовленном Фондом духовной культуры и образования приложении к Программе приведен весь комплекс конкретных мероприятий с определением, ожидаемых результатов, исполнителей и сроков реализации.

Оценка эффективности региональной Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России

В результате осуществления Программы ожидается - снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, - активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков, - повышение престижа, поднятие авторитета региональной системы образования, - создание в регионе системы общественного духовно-нравственного воспитания; - укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, - развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров на уровне региона.

Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания.

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989; Есин А.Б. "Введение в культурологию": Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М., 1999 ^

2. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" ^

3. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" ^

4. Священник Александр Ельчанинов "Записи". - М., 1996 ^

5. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" ^

6. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М., 2001 ^ Левчук Д.Г., Потаповская О.М.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2000", 2002

Злого немецкого пятнистого дога, свирепо стерегущего загородный особняк, крадут посреди ночи.

Как уже сказано, из ущелья вверх, на плоскогорье, вела узкая, крутая, опасная тропка.

Нам был дан приказ собраться в течение часа.

Выбравшись на берег, я положил на землю сестру, находившуюся в глубоком обмороке.

Этот "поздравление с днем рождения презентация скачать"обман дал мне больше власти над "скачать весёлую карусель"ним.

Денек выдался отличный, как "санаторий ключи пермский край"и положено "игры лиля и стич"в июне.

Противник бросился вперед, возле самой "Виндовс виста скачать бесплатно"головы Маусглова сверкнуло кривое "прогород ключ активации"лезвие.

Малакар также остановил "скачать скайп для андроид планшета"своего мула, но "скачать звуки вод"больше разглядывал ее, чем Кейпвилл.

Ему "скачать музыку мафика"снилась еда, которую "все драйверы скачать"он ел последний раз.

Я рад, что ты согласна со мной.