23 сентября 2009 года
Доклад епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха
- Подробности
- Автор: administrator
- Родительская категория: Публикации и доклады
23 сентября 2009 года
Уважаемые участники межрегионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому Федеральному Округу, представители педагогической общественности, гости нашего города, братья и сестры!
Мы с радостью отмечаем, что уже четвертый год Русская Православная Церковь при поддержке полномочных представителей Президента России в федеральных округах и Министерства образования и науки РФ проводит конкурс «За нравственный подвиг учителя» с целью стимулирования творчества педагогов и воспитателей, активизации духовно-просветительской и гражданско-патриотической работы с детьми и молодежью, организации всех видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мы рады тому, что учителя и педагоги из Сибири на протяжении этих лет становились лауреатами конкурса и были отмечены высокими наградами из рук Святейшего Патриарха и представителей власти.
Сегодня мы приветствуем всех Вас на Кузбасской земле!
В настоящее время, в актуальности проведения данного конкурса мало кто сомневается. После долгих лет социальных потрясений и духовной дезориентации мы задались вопросами, как нам спасти наших детей, как сделать их невосприимчивыми ко злу и способными творить добро, как вернуть в школу систему духовно-нравственного образования и воспитания, и в чем она коренится. Отвечая на поставленные вопросы, многие граждане нашей страны видят надежду в многовековой традиции российского образования и воспитания, сформировавшейся на нравственных и этических ценностях христианства.
Культура и история нашей страны теснейшим образом связана с Православием. С первыми проповедями Евангелия, начиная с X века, жизнь наших предков была освящена высокими христианскими идеалами, призывающими человека победить свою корыстную природу и образовать в себе свободную личность, находящуюся в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе. Примером такой личности явился Сам Господь наш Иисус Христос, совершенный учитель и воспитатель всего человечества и каждого человека.
В христианском понимании понятие «учитель» имеет широкое значение. Образец учительской деятельности был дан в образе Иисуса Христа — Богочеловека, пришедшего в мир для спасения людей через добровольное страдание на Кресте. Именно Он является истинным Педагогом, по утверждению святителя Климента Александрийского. Справедливость этого положения подтверждает святитель Иоанн Златоуст: «Бог от начала промышлял о нашем роде, как научал полезному, когда не было письмен и не дано было Писания…». Евангелие повествует о пришествии Бога на землю, где Он продолжил свое обучение, суть которого заключалась в передаче нового знания — откровения о Царствии Небесном. Впоследствии Его восприемниками стали апостолы и ученики, посвятившие жизнь проповеди Евангелия и распространению христианской веры, в соответствии со словами Спасителя: «…идите, научите все народы учению Моему, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам» (Мф. 28, 19-20). Таким образом, Бог является первым и главным учителем.
Пытаясь дать определение качествам Бога, богословы, отцы Церкви и христианские писатели останавливаются на одном ведущем: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8). Следовательно, и педагога должны характеризовать любовь, самопожертвование, самоотречение ради своей профессии и детей, которых он обучает. Принципы, на которых строится христианская педагогика, заключаются в: любви — умении видеть в каждом ребенке образ и подобие Бога, ненасилии — стремление не навредить детской душе, своевременности, суть которого — сообщать знание тогда, когда ребенок готов его воспринять, ответственности, смирения, меры.
В ведении учителя находится обучение и воспитание детей. Обучение занимает важную роль в их воспитании. Апостол Павел пишет такие знаменательные слова: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая» (Тит. 2, 11-12). Слово «научающая», означает, что вера должна сопровождаться объяснениями и учением. Дети должны знать о Боге, о великом даре спасения. Поэтому задачей православного педагога является подготовка ребенка к жизни вечной, а вся педагогическая деятельность должна направлять ученика ко Христу — единственному и любящему Учителю. Детоводительство, общий путь учителя и ученика — вот истинная педагогика для Православия.
Подготовка ребенка к жизни вечной подразумевает заботу о духовно-нравственном росте его личности, привитие нравственных качеств: доброты, скромности, честности, послушания, целомудрия, смирения, кротости, ответственности. Приспособление детей к социально-культурной среде, нуждам и запросам общества – еще одна задача учителя. Одно из главных умений, которые передает ученику учитель — это умение служить другим людям, трудиться, добросовестно выполнять обязанности по отношению к семье, гражданской должности. «Подлинно — говорит святитель Иоанн Златоуст,— если бы все усвоили себе такой образ мыслей и, прежде всего, вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бы бесчисленное количество «благ», …если бы детей наставляли быть друзьями Божиими и учили прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол и то, что говорится о будущей жизни, все мы имели бы здесь».
Необходимым требованием к учительской профессии является профессионализм. Педагог должен иметь соответствующее образование, обладать широким кругозором. Во-вторых, имея знания, он должен умело внедрять их в практику обучения и воспитания, то есть ясно видеть способы и формы их передачи. Однако высокий профессионализм должен быть одухотворен идеалами добра, человеколюбия, старательностью в радении на ниве Божией.
Одно из ведущих требований, без которых не мыслится не один учитель — это любовь к ребенку. На этом мнении сходятся педагоги всех времен и представители самых разных концепций. В христианской педагогике любовь утверждает жертвенный характер учительской профессии, когда учителем руководит желание привести ребенка к вечной жизни, сберечь его душу, проявлять уважение, чуткость и доброту по отношению к нему. Действительно, воспитывать детей может только тот, кто их любит, а не тот, кто к ним безразличен. Только любовь способна понять любого ребенка и быть терпелива к нему. Никакой опыт, никакая наука без любви не помогут учителю. Любовь – прямая дорога к детскому сердцу. Согласно словам апостола Павла, «любовь не раздражается, не ищет своего» (1 Кор. 13, 5). Она ставит на второй план личную жизнь и интересы. Надо самих себя всецело отдать детям, сродниться с их интересами, запросами. Надо окружить детей заботой, вниманием, лаской и вместе с тем, когда необходимо увещеванием и взыскательностью. Детское сердце чутко и отзывчиво. Законы любви одни для всех. «Сыне, даждь ми сердце» (Притч. 23, 26),— говорит Священное Писание.
Источник, из которого черпает любовь православный учитель, очевиден. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5),— сказано в Евангелии. «Без Бога ни до порога»,— говорит русская пословица. Любовь в лице Христа явилась в грешный и растленный мир, и любовь победила и возродила мир. Ею побеждали апостолы, пастыри Церкви и, конечно же, христианские учителя. Не отрицая значимости образовательного уровня учителя, его умения «наставлять», «советовать», «вразумлять», «напоминать о Боге» отметим, что ведущая роль в воспитании и обучении принадлежит личности учителя. Учитель должен быть образцом благородства: «Сила его проповеди зависит больше не от учения, а от его дел и жизни. Кто может быть несчастнее того учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь» (свт. Иоанн Златоуст). Эту мысль подтверждает и великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».
Жизнь учителя, его порядочность, честность, глубина веры создают авторитет. Специфика педагогического авторитета обусловлена постоянным оцениванием со стороны детей. Поэтому не стоит лишний раз напоминать о моральном облике учителя. Помимо этого, другим важным условием обретения педагогического авторитета является непрерывное самообразование и самосовершенствование. Учитель «должен сначала научить самого себя» (свт. Иоанн Златоуст).
Наконец, истинный учитель узнается по плодам своего труда. В оценке педагогической деятельности особенно важен результат. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ребенок, пока находится под руководством строгого воспитателя, не возбуждает удивления, хотя бы был скромен, хотя бы жил благопристойно, все приписывают скромность юноши страхом перед воспитателем, а когда эта надобность в воспитании минует и он останется при той же чистоте нравов, тогда все вменяют ему самому и скромность предшествующего возраста».
В наше время значительно возросла роль Русской Православной Церкви в организации различных сторон жизни общества, в том числе и в сфере образования. Расширяется система православного образования, создаются воскресные, церковно-приходские школы, православные гимназии, курсы катехизации, начинается преподавание уроков Закона Божиего и религиозной этики на базе светских общеобразовательных школ. Это позволяет говорить о возрождении традиций православной педагогики — воцерковлении детей, стремлении к формированию целостного христианского миропонимания, обращении к культурно-историческим корням, развитии чувств милосердия и сострадания к ближним, то есть ко всему тому, что находится у истоков нашей духовной традиции. Воспитание и обучение в рамках православной педагогики имеют одну общую цель — спасение души, один образец — Бога, только с эти условием воспитание и обучение включаются в целостный педагогический процесс, становятся преддверием вечности, указывают путь человека в Боге.
Знание, наука не противоречат вере, более того, наука может послужить средством богопознания. Православная педагогика ценила науку, но не просто как систему знаний, а науку, освященную светом веры. Христианство поддерживает светское образование, в котором формируются и укрепляются мыслительные способности человека. Вопрос о соотношении веры и знания в общественных педагогических кругах остается до сих пор дискуссионным. Но история Церкви древних веков говорит о необходимости гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Приведем в подтверждение слова митрополита Филарета (Дроздова): «Нужно помнить, что христианство вовсе есть не только сфера религиозных переживаний и чувств. Нет, христианство есть законченная система знаний и самых разносторонних данных, относящихся к области не только религиозной, но и научной. Христианство предстает перед нами как богатейшая философская система, охватывающая и объясняющая человеку и весь мир, и его самого и указывающая истинный смысл и цель его земной жизни».
Основой духовно-нравственного воспитания является целомудрие. Церковь остается духовным ориентиром в нравственной жизни общества, охранительницей целомудрия, поборницей душевной и телесной чистоты как одной из важнейших христианских добродетелей. На протяжении многих веков святые отцы относились к целомудрию как к духовно-нравственной основе построения семьи, отдельной личности, говорили о необходимости воспитания целомудрия в детях. Конечно, христианские учителя не могли предвидеть масштабов духовно-нравственного растления детей, юношества в современном обществе, но, по крайней мере, изучение их творений позволяет понять истинный смысл целомудрия, его значение, указать оптимальные пути воспитания целомудрия в сфере светского и православного образования. Целомудрие христианством трактуется не только относительно сферы половых отношений, но как духовно- нравственное совершенство. Человек — венец творения, христианское понимание душевно-телесной природы указывает на приоритет потребностей духовных над потребностями физическими. Целомудрие связано со стремлением приобретения целостности, непорочности, здорового состояния, чистоты духовной, душевной и телесной.
Что может сделать в этом направлении религиозное образование: во-первых, по возможности оградить детей от низкопотребной литературы, во-вторых, дать представление о целостной христианской жизни, о природе, о человеке, богосозданности творений, о смысле жизни; в-третьих, дать четкие знания о браке, его назначении, целях в свете христианского учения; в-четвертых, развивать у детей уважительное и бережное отношение к своему телу, учить соблюдать скромность в одежде, внешнем облике; в-пятых, познакомить детей с литературой, музыкой нравственного содержания, приобщить к нравственному христианскому идеалу на примерах целомудренной жизни святых угодников и героев нашей страны. Светская педагогика может найти опору в организации для детей уроков нравственности, приобщая на них детей к лучшим образцам литературы, истории, классической музыки.
В отечественной педагогике всегда были, есть и будут люди, своего рода подвижники, которые ставят во главу своей профессиональной деятельности любовь к детям. Это не только православные, но и светские учителя. Поистине бывает так, что «языцы, не имущие закона, естеством законная творят» (Рим. 2, 14). Люди неверующие, но живущие по законам совести, имеют идеал учительства, близкий христианскому.
Заканчивая свое выступление, разрешите выразить огромную признательность всем педагогам светских и духовных учебных заведений, посвятивших свою жизнь делу образования и духовного воспитания наших детей. Мы искренне благодарим всех, кто принял участие в организации и проведении конкурса «За нравственный подвиг учителя». Сердечно поздравляем победителей и желаем всем вам успехов и помощи Божией в столь важном и необходимом служении для современной России.
Да хранит Вас всех Господь!
Полковник встал и прошелся несколько раз по кабинету.
Они нас послали вперед, чтобы мы разведали, нет ли поблизости неприятеля, а когда услышат стрельбу, то сразу узнают, что дальше идти нельзя.
Несмотря на то что солнце уже зашло, было душно и жарко, как в полдень, во фляжках не осталось ни капли влаги.
Я повернулся и спросил, с кем имею честь говорить и чем могу служить.
Договора "бесплатные коды для игр алавар" у нас с тобой не получится.
Что "Кейген для полный привод 3" касается Рафьена, которого я ранил, то участники моей поимки слышали выстрел его "книга огонь и лед" винчестера и знали, что стрелял первым он.
Он стоял, раскачиваясь "Сборник афоризмов скачать" на носках, с отведенными назад руками.
Она была "скачать альбом капитал ляписа трубецкого" очень красивым и избалованным ребенком.
Мать "скачать варум и агутин" их была шотландской леди, родом из "скачать трудовые договора с работниками" горного Сатерленда, дочерью предводителя клана, изгнанного "скачать программу для скачивания безплатно" во время усобиц семнадцатого века "скачать бабки ежки песня" из своей родной страны.
Я вспоминаю, как она предала меня.
Когда Воан снова предложил мне разбить машину о приближающийся "Аудит учета операций по заработной плате" к нам автомобиль, у меня возникло искушение подчиниться ему, не сопротивляясь дразнящему нажиму его руки.
Спустя десять минут Мейтланд, опираясь на "Учет расчетов по налогу на прибыль" костыль, уже ковылял к разрушенному флигелю.
Но она и тот джентльмен, которому она загнала кол в голову, не были женаты, они были просто добрыми друзьями.
Спускаясь по лестнице, Мейтланд увидел, как Проктор "Автоматическое регулирование концентрации раствора кислоты в процессе карбонизации шерсти" присел на корточки, словно боязливое животное, не уверенное, следует ли отстаивать свои права на остров.
Теперь давайте поскорей уберемся отсюда.
Ты так его прищучила, что могла бы выбить и семьдесят.
Выстрел "История Шотландии Дедушкины рассказы" Желтого Облака смел его оцепенение, вернул к ""Небесный огонь" и другие рассказы" действительности.
Он держит четыре повода, тонких, "Пиццы с мясом колбасой ветчиной беконом" как шелковые нити, на кончиках пальцев "Ментовские оборотни" левой руки.
Оранжевая луна висела низко над горизонтом, и "Шпаргалка Трудовое право" быстро проносящиеся белые существа были шагающими "Голодные игры" полубогами.
Я быстро отвел глаза "Принцесса и гоблины" от ослепительной вспышки, которая полыхнула позади "Финансовая математика" идиота.
Леди Лидия Рондовал шла так быстро, что ее "Микроволновая печь Лучшие рецепты от BURDA" темные волосы развевались над ней.
Один человек не в "Исполнительное производство" состоянии решить проблемы целой стра-ны.