С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы. Как сообщается в рабочей программе курса, опубликованной на портале "Единое содержание общего образования", подведомственного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», данный учебный курс направлен на сохранение и укрепление российских традиционно-нравственных, духовных ценностей среди детей и молодежи.

«Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации", - говорится в разделе "Актуальность курса".

Отмечается, что «Семьеведение» призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Программа курса рассчитана для учеников 5-9-х классов, она состоит из пяти разделов, на изучение выделено 34 часа:

«Человек, семья и общество» – о том, как и для чего создается семья;
«Мои родственники, похожие и разные» – об истории семьи и о том, чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками;

«О семейном уюте и не только» – о ведении домашнего хозяйства;
«Важней всего погода в доме» – о том, какой должна быть семейная атмосфера и на чем держится семья;
«Современная семья и ее право» – о семейном законодательстве.

Предполагается, что он будет проходить в формате разговоров о важном или внеурочных занятий. Школьники изучат особенности брачно-семейных отношений, роли мужчины, женщины и детей в семье. Им подскажут, как выстраивать отношения с родственниками, о вступлении в брак, ведении домашнего хозяйства и семейного бюджета. Темы для 10-11-х классов сформулированы так:

«Личностная готовность к созданию семьи»;
«Ценность семьи и семейные ценности»;
«Возрасты семьи»;
«Благополучие и здоровье семьи»;
«Поддержка семьи в российском обществе».

Уроки хотят построить в форме доверительного разговора со школьниками – на них не будет контрольных работ и оценок. Уроки семьеведения должны вести педагоги-психологи и учителя истории, которые прошли специальную подготовку и знакомы с программой курса семьеведения.

Программа курса «Семьеведение» для учеников 10-11-х классов пока не опубликована. Проблема кадрового обеспечения курса в настоящее время также не решена. Требуется подготовка высококвалифицированных кадров – специалистов, много лет занимающиеся профессиональной переподготовкой преподавателей, разработкой учебно-методических комплексов, работой по пропаганде традиционных семейных ценностей, профессиональным управлением социальными проектами.

Эффективными практиками в вопросе укрепление российских традиционно-нравственных, духовных ценностей среди детей и молодежи являются правильно организованные с психолого-педагогической точки зрения процессы формирования смысла в ходе развития человека. Через педагогически выстроенные механизмы смыслообразования: чтение хороших книг, глубокое образование, нормальную культуру формируется ценностно-смысловая основа личности, ее духовные качества.