В Академии Минпросвещения России прошла проектно-стратегическая сессия по развитию высшего педагогического образования с участием ректоров и проректоров 34 педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения России, и трех вузов новых субъектов Российской Федерации.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев представил новые подходы к государственной регламентации образовательной деятельности и задачи по трансформации российской системы высшего образования, поставленные Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию РФ. Глава государства предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием, при которой сроки обучения в вузах будут варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда.
Он огтметил, что сведения о новых образовательных программах вузов, которые появятся при реализации планируемых изменений, будут вноситься в реестры лицензий и государственной аккредитации Рособрнадзора. На основе выгрузок этих данных Рособрнадзор будет формировать аналитические отчеты для министерств, Правительства РФ и Администрации Президента РФ. Руководитель Рособрнадзора напомнил об изменениях государственной регламентации образовательной деятельности в части лицензирования и государственной аккредитации, которые вступили в действие в прошлом году. Подача заявления на получение образовательной организацией лицензии в настоящее время осуществляется только в электронном виде через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), срок ее рассмотрения был сокращен с 45 до пяти рабочих дней, перечень представляемых заявителем документов – с восьми до двух. Вместо двух проверок, документарной и выездной, при выдачи лицензии теперь проводится только документарная оценка. Услуга оказывается по реестровой модели. Государственная аккредитация для образовательных организаций с 1 марта 2022 года стала бессрочной (ранее срок составлял для школ – 12 лет, для вузов и колледжей – 6 лет). Данную услугу также можно получить через ЕПГУ, перечень предоставляемых документов сократился до трех вместо 20, срок рассмотрения – до 25 рабочих дней вместо 105. Произошел переход от анализа соответствия образовательных программ ФГОСам к аккредитационным показателям, которые утверждены приказами Минобрнауки России и Минпросвещения России. В своем выступлении директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических кадров Минпросвещения России Алексей Благинин заявил о планируемом сборе и анализе примеров комплексных оценочных средств по модулям «Ядра высшего педагогического образования», разработанных педагогическими вузами. Одной из ключевых тем встречи также стала реализация поручения Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова по созданию учебно-педагогических округов на территории Российской Федерации. В рамках поручения каждый педагогический вуз станет центром ответственности за развитие непрерывного педагогического образования в своем и двух-трех соседних регионах. В учебно-педагогические округа будут входить педагогические вузы, институты развития образования и повышения квалификации, психолого-педагогические классы, педагогические колледжи. В рамках сессии заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Мария Софронова осветила современные направления развития среднего профессионального образования, в том числе педагогического. О содержательной интеграции среднего и высшего педагогического образования рассказал председатель Федеральных учебно-методических объединений в системе СПО Александр Калинин. Подводя итоги сессии, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева особо отметила перспективу развития академической мобильности среди студентов педвузов, чему способствует внедрение «Ядра высшего педагогического образования». По материалам https://obrnadzor.gov.ru/, https://apkpro.ru/
Он огтметил, что сведения о новых образовательных программах вузов, которые появятся при реализации планируемых изменений, будут вноситься в реестры лицензий и государственной аккредитации Рособрнадзора. На основе выгрузок этих данных Рособрнадзор будет формировать аналитические отчеты для министерств, Правительства РФ и Администрации Президента РФ. Руководитель Рособрнадзора напомнил об изменениях государственной регламентации образовательной деятельности в части лицензирования и государственной аккредитации, которые вступили в действие в прошлом году. Подача заявления на получение образовательной организацией лицензии в настоящее время осуществляется только в электронном виде через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), срок ее рассмотрения был сокращен с 45 до пяти рабочих дней, перечень представляемых заявителем документов – с восьми до двух. Вместо двух проверок, документарной и выездной, при выдачи лицензии теперь проводится только документарная оценка. Услуга оказывается по реестровой модели. Государственная аккредитация для образовательных организаций с 1 марта 2022 года стала бессрочной (ранее срок составлял для школ – 12 лет, для вузов и колледжей – 6 лет). Данную услугу также можно получить через ЕПГУ, перечень предоставляемых документов сократился до трех вместо 20, срок рассмотрения – до 25 рабочих дней вместо 105. Произошел переход от анализа соответствия образовательных программ ФГОСам к аккредитационным показателям, которые утверждены приказами Минобрнауки России и Минпросвещения России. В своем выступлении директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических кадров Минпросвещения России Алексей Благинин заявил о планируемом сборе и анализе примеров комплексных оценочных средств по модулям «Ядра высшего педагогического образования», разработанных педагогическими вузами. Одной из ключевых тем встречи также стала реализация поручения Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова по созданию учебно-педагогических округов на территории Российской Федерации. В рамках поручения каждый педагогический вуз станет центром ответственности за развитие непрерывного педагогического образования в своем и двух-трех соседних регионах. В учебно-педагогические округа будут входить педагогические вузы, институты развития образования и повышения квалификации, психолого-педагогические классы, педагогические колледжи. В рамках сессии заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Мария Софронова осветила современные направления развития среднего профессионального образования, в том числе педагогического. О содержательной интеграции среднего и высшего педагогического образования рассказал председатель Федеральных учебно-методических объединений в системе СПО Александр Калинин. Подводя итоги сессии, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева особо отметила перспективу развития академической мобильности среди студентов педвузов, чему способствует внедрение «Ядра высшего педагогического образования». По материалам https://obrnadzor.gov.ru/, https://apkpro.ru/